У клиентов авиационного альянса AiRUnion до сих пор остаются проблемы с вылетом
До самого конца минувшей недели сотни авиапассажиров в разных городах России вынуждены были буквально поселиться в аэропортах и из-за долгов альянса AiRUnion перед поставщиками топлива сутками ждать своего вылета. Несмотря на то что горючее было найдено еще в четверг, многие рейсы, как, например, в Красноярске и Владивостоке, задерживают до сих пор, ведь в аэропортах сбился график вылета самолетов.
Керосина для лайнеров авиакомпаний, входящих в концерн AiRUnion, хватит лишь до среды. Что будет с рейсами дальше, пока неизвестно, но в Минтрансе заверяют, что люди от этих проблем не пострадают. Эксперты отмечают, что финансовый коллапс AiRUnion можно было предвидеть заранее.
Вчера во Владивостоке все еще оставалось пять задержанных рейсов, а в аэропорту Красноярска не могли улететь в Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский и Владивосток самолеты компании KrasAir. В аэропортах сбился график вылета, поэтому вновь прибывающим пассажирам тоже приходилось сутками ждать возможности подняться в небо. Всего за минувшую неделю пострадавшими от неурядиц альянса AiRUnion оказались тысячи людей, пытавшихся улететь из Москвы, Самары, Барнаула, Краснодара. В столичном аэропорту «Домодедово» 22 рейса были задержаны более чем на сутки.
Только в четверг 3600 тонн керосина для AiRUnion нашли чиновники Росавиации, а еще 500 тонн под гарантию государственной корпорации (ГК) «Ростехнологии» предоставила авиакомпания «Трансаэро». «Топлива хватит до среды, – заявил «НИ» представитель Минтранса России Тимур Хикматов. – Мы надеемся, что оперативный штаб, созданный Росавиацией, и владельцы альянса найдут пути выхода из тупика, и на пассажирах эта проблема не отразится». Альянс AiRUnion, созданный в мае 2007 года указом президента России, объединяет пять российских авиакомпаний – KrasAir, «Домодедовские авиалинии», «Самару», «Омскавиа», «Сибавиатранс». 51% акций первых трех перевозчиков принадлежит государству. Сейчас идет процесс передачи этих акций в ГК «Ростехнологии». По данным ГК, все три авиакомпании находятся в кризисном финансовом состоянии. «Их совокупная кредиторская задолженность превышает один миллиард долларов, – заявили в пресс-службе «Ростехнологий». – Авиакомпании не способны на сегодняшний день обслуживать накопленную задолженность, а также поддерживать текущую производственную деятельность». Помогут ли «Ростехнологии», пока еще не являющиеся акционерами альянса, ему выбраться из кризиса, неизвестно.
Росавиация запретила главной авиакомпании альянса KrasAir, у которой больше всего задержек рейсов, продавать билеты на зимний сезон. «Это сделано для того, чтобы они не стали покрывать летние долги продажей зимних билетов, – пояснил Тимур Хикматов. – Ведь если компания с минусом входит в зимний сезон, проблемы гарантированы». В том случае, если задержки рейсов у KrasAir будут повторяться, самолеты компании могут отлучить от неба. В Минтрансе «НИ» заявили, что для них остается тайной, откуда у авиакомпаний AirUnion такие долги. «Когда шла речь о создании альянса, у KrasAir – главного игрока – не было проблем, – подчеркнул Тимур Хикматов. – Она входила в пятерку ведущих авиакомпаний. Почему она перестала платить за топливо, имея хорошую загрузку на всех рейсах, для нас загадка».
Эксперты уверены, что финансовый коллапс авиаперевозчиков можно было предупредить. «Росавиация ведет мониторинг, связанный с финансовой стабильностью и устойчивостью, с наличием просроченной задолженности авиакомпаний перед поставщиками услуг, – сообщил «НИ» руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. – Своевременные механизмы для выявления таких проблем существуют».
По данным самого AiRUnion, огромный долг авиакомпаний связан с резким ростом цен на топливо в начале лета. Однако специалисты сомневаются в правдивости такого заявления. «Новый виток повышения цен на керосин начался в четвертом квартале прошлого года, – напомнил «НИ» Олег Пантелеев. – А у авиакомпаний альянса существенные долги были и до этого. Если бы кредиторы спохватились раньше, эта ситуация могла бы возникнуть и год назад, но кризис доверия столь крупному бренду наступил позже. Есть разные предположения о том, откуда у компании такие долги: в частности, что оборотные средства выводились из бизнеса альянса для финансирования других проектов». К слову сказать, о намерении проверить деятельность AiRUnion уже заявила Счетная палата РФ.
Дальнейшая судьба альянса будет зависеть исключительно от «Ростехнологий», полагают эксперты. «Очевидно, что, если не сделать очередной транш платежей, рейсы опять прекратятся, так что топливо должны найти еще на некоторое время, – прогнозирует Олег Пантелеев. – Но из-за запрета продажи билетов зимой, возможно, альянс в какой-то момент приостановит операционную деятельность. Далее, если «Ростехнологии» сочтут возможным поддержать AiRUnion, безусловно, они смогут выполнить необходимые платежи, для того чтобы самолеты авиакомпаний продолжали летать в рамках регулярного расписания».
Пассажиры же, которые купили билеты на рейсы злополучных перевозчиков, с четверга не могут вернуть их и получить назад свои деньги. «Авиапассажиры могут требовать от AiRUnion денежных компенсаций, равных стоимости билетов, и возмещения вынужденных расходов на питание, такси, гостиницу, которые они понесли в период ожидания рейса, – рассказал «НИ» генеральный директор Клуба защиты прав туристов Роман Бобылев. Среди пострадавших были и туристы, у которых, в частности, сорвался отдых в Египте. «Им стоит обратиться с претензией к своему туроператору, который обязан компенсировать стоимость путевки», – добавил наш собеседник.
***