Идут на сближение. — Саакашвили сорвал планы американского удара по Ирану. — Судебный психоанализ. — Завозной апельсин. Центральный дом художника снесут. — Олимпийская чемпионка Ольга Каниськина: «Факультет математики выбрала не зря».

США берут курс на улучшение отношений с Белоруссией. Газета «Коммерсантъ» делает этот вывод из того одобрения, с которым Белый дом воспринял освобождение из белорусской тюрьмы трех политзаключенных. Столь оперативная реакция Вашингтона на примирительный жест Лукашенко в адрес Запада неслучайна. После недавней войны в Грузии США крайне заинтересованы в сближении с Минском. Ведь в этом случае очертания нового «санитарного кордона» на западных границах России могут стать вполне реальными. Надо сказать, что и белорусский лидер с выполнением западного ультиматума вдруг очень заторопился. Об этом говорит хотя бы та спешка, с которой были выпущены оппозиционеры. Александру Козулину указ о помиловании вообще зачитали уже за пределами тюрьмы. Хотя на встрече с Дмитрием Медведевым в Сочи Александр Лукашенко поддержал действия Москвы в Грузии, в США не могли не заметить, что сделано это с большим опозданием и что до этого, как раз в разгар военных действий, белорусский лидер дал поручение своему МИДу улучшить отношения с Западом. Вашингтон мог прийти к выводу, что работа с Белоруссией вовсе не безнадежна. Тем более в ситуации, когда Белый дом, судя по всему, однозначно взял курс на серьезное охлаждение отношений с Россией.

Саакашвии сорвал планы американского удара по Ирану. Такой вывод делают «Известия», сопоставив, как в пазле, события последних месяцев. Грядущие в ноябре выборы президента США вынуждали американскую администрацию сделать ставку на войну. В первую очередь, с Ираном. И предлог намечался. Осенью Иран планировал запустить на орбиту спутник. Запустил в итоге не осенью, а в августе и не спутник, а макет. Но внимание тут следует обратить не на «болванку», а на способ ее доставки. Иран показал, что располагает носителями, которые фактически представляют собой баллистические ракеты. И вот газета рискует предположить: если бы Саакашвили сидел тихо, иранский запуск с реальным спутником мы увидели бы в октябре, а следом — шквал «точечных» ударов по ядерным, военным и другим критически важным объектам Ирана. Но вот теперь летит «болванка», а ударов нет. Почему? Да их просто неоткуда нанести! Ведь никто, кроме Грузии, не может предоставить США удобную «стартовую площадку». Зная об этих планах Вашингтона, Саакашвили мог использовать ситуацию в свою пользу. Расчет таков: в обмен на предоставление территории для ударов по Ирану Вашингтон будет вынужден простить ему агрессию против Южной Осетии и Абхазии и даже его поддержать. Причем любыми мерами, вплоть до военных. Очевидно, Саакашвили рассчитывал на мгновенный успех, планируя захватить Осетию за день-два. Но расчет не сработал. И, естественно, в те дни США не готовы были изобразить жесткую реакцию на иранский запуск и нанести удар по Ирану с территории Грузии. Вот и получается, если следовать этой версии, что Тегеран обязан грузинскому президенту тем, что все еще не находится в состоянии войны. Особый разговор — о роли госсекретаря США. Кондолиза Райс не раз говорила, что «полностью контролирует» Саакашвили. Однако «пожиратель галстуков» доказал обратное. А ведь сделанная ею ставка на Саакашвили — больше, чем попытка помочь республиканцам выиграть выборы. Через четыре или 8 лет она наверняка видела себя в кресле вице-президента. Или даже не «вице»? Нынешний провал Райс в Европе может поставить крест на ее будущем. Отсюда маловменяемые речи, заявления и истерики.

Судиться станет легче, обнадеживает читателей «Российская газета». Канцелярии дворцов правосудия могут перейти на работу в режиме одного окна — такую возможность рассматривает Судебный департамент при Верховном суде России. «Надо минимизировать хождение по кабинетам, — говорят чиновники, — человек должен спокойно, без очереди и, что важно, из одного источника получить всю необходимую информацию: где слушается дело, куда подавать документы, где увидеть образцы заявлений и так далее». В перспективе заявления в суд можно будет приносить даже в электронной форме или отправлять по интернету. В некоторых регионах такая практика есть уже сейчас. Не исключено, что принимать граждан в судейской приемной будут не только сотрудники канцелярий, но и специальные консультанты. Конечно, адвокатов они собой не заменят. Но подсказать реквизиты по оплате госпошлины, помочь написать так называемую шапку, рассказать какие-то технические вещи -пожалуйста. Одна из первых подобных приемных открылась еще в 2001 году — в Иркутской области. До этого люди стояли в очереди ночами. Теперь приемная решает все вопросы гораздо быстрее. Очереди исчезли. Словом, такая неожиданная судебная тенденция под дивизом «Все для людей!» А апофеозом этой тенденции может стать появление в судах штатных психологов. Они помогут гражданам подготовиться к выступлению, собраться с мыслями и просто — успокоиться. Кроме того, во многих судах появятся медицинские кабинеты. Все эти возможности обдумывают сейчас в Верховном суде.

Газета «Труд» рассказывает грустную историю об очередном конце очередного памятника советской архитектуры. На сей раз речь о Центральном доме художника. Глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин подписал-таки распоряжение о об «освоении территории» Крымского вала. Эта деликатная формулировка по сути означает снос ЦДХ и строительство на его месте нового комплекса. Какого — пока не уточняется. Скандал с ЦДХ, напоминает Труд, начался в марте с Международной выставки недвижимости в Каннах. Тогда Москва презентовала проект офисно-жилого здания в виде апельсина с дольками авторства знаменитого британского архитектора Нормана Фостера. И было тогда замечено, что его неплохо бы построить на месте ЦДХ. Несогласие тут же выразили руководители Третьяковки (она занимает 60% здания) и Международная конфедерация союзов художников, у которой, соответственно, остальная площадь. Они заявили, что ЦДХ стал культовым местом и его уничтожение недопустимо. Сегодня деятели культуры в оценках более сдержанны. Им пообещали, что на улице не оставят, что выслушают все пожелания и что помещения для Третьяковки (а это ее главная проблема) начнут строить в первую очередь — причем на территории прилегающего к Дому художника парка искусств «Музеон». Директор Музея архитектуры Давид Саркисян в интервью «Труду» согласился, что Третьяковская галерея заслуживает более амбициозного здания. Но сносить ЦДХ нельзя — это памятник архитектуры брежневской эпохи, хотя он и не причислен к объектам культурного наследия официально.

«Известия» берут интервью у олимпийской чемпионки Ольги Каниськиной, которая в буквальном смысле дошла до золота все 20 км спортивной ходьбы. Она сама, похоже, не ожидала, что это будет так просто. «Я думала, — говорит Оля, — что кто-то из конкуренток подхватит мой рывок. Но все они быстро отстали. На второй половине дистанции кое-кто попытался увеличить темп, но продержаться долго не смог. И я поняла: если буду гнуть свою линию до конца, обязательно выиграю». Проливной дождь, как выясняется, Оле не мешал. «Для меня, — говорит, — дождик лучше жары. Год назад на чемпионате мира в Осаке стояла жуткая духота. Спортсмены тогда до финиша еле дошли». А сейчас все хорошо, и даже вода в ботинках не хлюпает — в них специальные дырочки есть в подошвах, через которые вся влага и уходит. Во время ходьбы вся сосредоточенность, говорит Оля, на финише — об обычной своей жизни думать времени нет. Хотя вещи в этой жизни очень серьезные. Например, учеба на математическом факультете. И математика, оказывается, помогает на трассе. Оля на дистанции делает засечки времени на своем секундомере. Сравнивает цифры и таким образом контролирует скорость. Да и за ходом соперниц следит.

Екатерина Некрасова

Опубликовано в СМИ.ru от 21 августа 22:20 MCK

*