Старейшина российского авиапрома
16 декабря самарский завод «Прогресс» отметил день своего рождения. В этот день 109 лет назад русский предприниматель Ю.А.Меллер открыл в Москве слесарно-механическую фабрику для выпуска входивших тогда в моду велосипедов. Вплоть до 1926 года это предприятие было основным производителем двухколесных педальных машин. Однако профиль основной продукции завода несколько раз менялся, менялись и его названия. Акционерная фабрика «Дукс», Русский автомобильный завод «Дукс», Русский авиационный завод «Дукс», Государственный авиационный завод номер 1 — таковы вехи истории самарского завода «Прогресс».
Ю.А.Меллер был энтузиастом выпуска новой техники. В 1901 году он испытал американский паровой автомобиль «Стенли», а потом начал его производство под названием «Автомобиль Дукс». В июле 1909 года на заводе был построен первый русский управляемый дирижабль «Кречет», а вслед за ним дирижабль «Дукс» собственной конструкции. Оба аппарата были приняты на вооружение армии. В тот же год для армии были построены три аэроплана. В разное время «Дукс» выпускал «Фарманы», «Ньюпоры», «Мораны» и другие самолеты иностранных конструкций. Талантливые заводские специалисты вносили в них свои усовершенствования, поэтому дуксовские самолеты по многим параметрам превосходили зарубежные аналоги. На этих машинах летали первые русские авиаторы: испытатель самолетов С.И.Уточкин, первый исполнитель «мертвой петли» П.Н.Нестеров, дедушка русской авиации Б.И.Россинский, «воздушный акробат» К.К.Арцеулов и многие другие. В дореволюционные годы «Дукс» выпускал в год до 500 самолетов и до семи тысяч велосипедов.
30 декабря 1918 года постановлением ВСНХ завод был национализирован и переименован в Государственный авиационный завод номер 1. В конце тридцатых годов предприятие было оснащено новейшей техникой и инструментом, закупленными в США. Были созданы условия для перехода на металлическое самолетостроение. За массовый выпуск истребителей И-153 «Чайка» в марте 1939 года многие работники завода были награждены орденами и медалями СССР. В предвоенном 1940 году на заводе было построено: 81 бомбардировщик ББ-22, 100 истребителей МиГ-1, 25 истребителей МиГ-3.
В самые трудные дни Великой Отечественной войны, в октябре 1941 года завод номер 1 был эвакуирован в Куйбышев. Здесь продолжился выпуск боевых машин. За годы войны предприятие выпустило 3122 истребителя МиГ-3 и 12836 штурмовиков ИЛ-2. В послевоенные годы завод производил реактивные истребители, стратегические бомбардировщики Ту-16.
2 января 1958 года правительство приняло постановление об организации на заводе производства межконтинентальных баллистических ракет. 17 февраля 1959 года первая из них успешно стартовала с космодрома Байконур. 12 апреля 1961 года самарская ракета-носитель вывела в космос Юрия Гагарина. На «Прогрессе» началось серийное производство ракет-носителей «Союз», ставших основным средством доставки на орбиты пилотируемых и грузовых кораблей.
В настоящее время Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс» — так называется сейчас бывший «Дукс» — разрабатывает новую ракету-носитель среднего класса «Союз-2» с расширенными эксплуатационными возможностями. Одна из ее модификаций будет поднимать космические аппараты с космодрома Куру во Французской Гвиане.
*