В последние две недели бензин в Москве подорожал более чем на 4%. Теперь оптовые цены на моторное топливо в российской столице выше, чем в США. Участники рынка полагают, что рост цен на бензин в Москве продолжится.

По данным Московской топливной ассоциации (МТА) , за последние две недели в столице розничные цены на дизельное топливо поднялись на 1,6% , на бензин Аи-80 — на 3,9% , Аи-92 — на 4,7% и Аи-95 — на 4,3%. Увеличение розничных цен в МТА объясняют ростом оптовых. С середины марта оптовые цены на дизель в московском регионе выросли на 5% , Аи-80 — на 7,4% , Аи-92 — на 7,3% и Аи-95 — на 6,3%. В целом по России цены росли не так быстро. По данным центра исследования нефтяного рынка «Кортес», в опте с начала месяца дизельное топливо стало дороже на 2,2% , низкооктановый бензин — на 2,6% , Аи-92 — на 2,8% и Аи-95 — на 2,6%. Цены на бензин растут не только в России. Так, из-за остановки на профилактику ряда американских НПЗ в конце марта оптовые цены на бензин достигли исторического максимума в $1,177 за галлон (3,785 л) , или 8,9 руб. за литр. По данным МТА на 19 апреля, средняя оптовая цена Аи-92 в московском регионе составляет уже 9,32 руб. ($1,23) за литр.

Исполнительный директор МТА Григорий Сергиенко объясняет рост цен несколькими факторами. По его оценке, только за счет начала дачного сезона население обеспечивает повышение спроса на 15 — 17%. Растет он и со стороны сельхозпроизводителей. Сказывается на ценах, по его мнению, и рост экспорта нефти и нефтепродуктов с открытием водных путей. Упоминает Сергиенко и 12% -ное повышение акциза на бензин с 1 января. «До последнего времени оно никак не сказалось на рознице, но теперь, вероятно, накопленный эффект дает о себе знать», — говорит Сергиенко. Он затруднился прогнозировать дальнейшее повышение цен. Сергиенко лишь отметил, что если оптовые цены продолжат рост нынешними темпами (150 — 200 руб. за тонну в неделю) , то будут повышаться и розничные. А представитель «Кортеса» в качестве одной из причин роста цен называет остановку на профилактический ремонт части мощностей на Московском, Ярославском и Рязанском НПЗ и последовавшее за этим снижение поставок топлива в столичный регион.

Совсем иной точки зрения придерживается вице-президент «ЛУКОЙЛа» Леонид Федун. «Автомобильных бензинов Россия не экспортирует, — говорит он, — при этом НПЗ сейчас загружены под завязку — наши, например, на 96%. Это говорит только об одном: производство не успевает за ростом спроса». По мнению Федуна, главная проблема — в технической отсталости российской нефтепереработки. «Во всем мире из тонны нашей нефти Urals получают 300 — 350 л бензинов, а в России — только 150 — 160 л», — говорит он. По словам Федуна, если в ближайшие годы нефтеперерабатывающий сектор не подвергнется серьезной перестройке, страна столкнется не только с ростом цен, но и с тотальным дефицитом бензина. Впрочем, он же говорит, что «ЛУКОЙЛ» уже изучает возможность строительства современного НПЗ в европейской части России.

Правоту Федуна косвенно подтверждает гендиректор одной из московских сетей АЗС, который говорит, что весь апрельский бензин в регионе раскуплен еще две недели назад и у него были проблемы с приобретением высокооктанового топлива. Правда, он объясняет это исключительно временным снижением производства из-за профилактического ремонта на НПЗ. «В среду наш поставщик уже в третий раз за этот месяц повысил нам цены на 200 руб. за тонну, то же самое придется делать и нам», — говорит собеседник «Ведомостей». По его мнению, цены будут расти и дальше, но до какого предела, он сказать затруднился.

Александр Тутушкин

Ведомости 26 апреля №72 (1112)

Ведомости

*