После тяжелой болезни в Каунасе скончался актер театра и кино Альгимантас Масюлис. Советский зритель, а заодно и режиссеры, снимавшие фильмы про войну, считали литовского артиста лучшим исполнителем роли фашистов, а также немцев всех мастей и званий.

Виной столь одностороннего амплуа стал яркий образ Вилли Шварцкопфа в картине «Щит и меч», вышедшей на экраны в 1968 году. Среди множества ролей Масюлиса были Герхард Эпп («Миссия в Кабуле»), Карл Нолмар («Бриллианты для диктатуры пролетариата»), Зольдинг («Судьба»), фон Эрлих («Крепость»), Абендрот («Похищение «Савойи»), Манштейн («Если враг не сдается»), Вейерштрасс («Софья Ковалевская»), Клейнмихель («Лермонтов»), барон Фуггер («Вход в лабиринт»). И это лишь часть послужного списка. Иногда актеру везло — ему доставались президент Трумэн в «Победе», принц Джон в «Балладе о доблестном рыцаре Айвенго», Шерлок Холмс в мюзикле «Голубой карбункул», Штуфен («Крах инженера Гарина»), Бернард («Бархатный сезон»), Старботтл («Вооружен и очень опасен»), Гай Гисборн («Стрелы Робин Гуда»). В конце 1980-х и особенно в 1990-е ролей у актера стало гораздо меньше. Из российских картин с его участием можно отметить приключенческую дилогию «Сердца трех».

В большое кино его вывел Витаутас Жалакявичус. В ключевом для Литвы фильме «Никто не хотел умирать» Альгимантас Масюлис сыграл одного из братьев Локисов. Но когда артиста спросили о самой важной роли в его жизни, Масюлис оказался очень строг к себе: «При встрече с Господом хвалиться не буду. Я своей работой никогда не бываю удовлетворен».

К сожалению, лишь небольшой круг театралов в Советском Союзе знал, насколько безграничным талантом обладал простой крестьянский сын. Никогда не забуду, как, учась в старших классах в Каунасе, я ждала объявлений, что организуется поездка в Паневежис, в театр Мильтиниса. А там на сцене будет красивый, статный и благородный Масюлис. Рядом с ним были Донатас Банионис, Вацлавас Бледис, Бронюс Бабкаускас…

Масюлису повезло, что его способности разглядел и развил великий театральный режиссер и педагог Юозас Мильтинис. Мильтинис намеренно набирал непрофессионалов и обучал их не только актерскому мастерству, но и иностранным языкам, истории культуры, хорошим манерам. В одном из интервью актер сказал: «В искусстве нет никаких рецептов… Творчество невозможно определить научными формулами, там нет правил, но есть этические и моральные требования. Художник не имеет права унижать человека или отнимать у него надежду».

Последние тридцать лет своей жизни артист прослужил в драматическом театре в городе Каунасе. В его театральной биографии свыше 160 ролей. Уроки Мильтиниса, как свидетельствуют воспоминания друзей, помогали бороться с болезнью. Великий режиссер говорил, что и на смертном одре актер остается творцом, что нет границы между жизнью и сценой и что надо учиться актерскому мастерству каждый будничный миг, в том числе и в болезни, и в горе. Каждый день актер должен работать над своей душой.

Альгимантас Масюлис готовился к съемкам в трех картинах. Но его фильмография остановилась на числе 104. 9 мая нынешнего года в Таллине состоялась премьера документально-игрового фильма «Фрицы и блондинки», в котором Альгимантас Масюлис снимался в роли самого себя.

Подробнее читайте в материале Известий

Известия

***