Борщ — главное оружие России
Третью неделю на тихой неприметной окраине Пекина работает небольшой «филиал команды России». Здесь наши спортсмены могут не только отдохнуть телом и душой после сверхнагрузок или подготовиться к успешным выступлениям на олимпийских аренах, но даже съесть тарелку настоящего борща.
Как это часто бывает, на восстановительный центр сборной России нас вывел случай. Прогуливаясь по тенистому парку имени Сунь Ятсена в свой законный выходной, мы с коллегой услышали русскую речь. Миловидная девушка попросила нас сфотографировать ее на фоне пагоды. Оказалось, это жена одного из докторов, которые заботятся о достойном функциональном и психологическом состоянии наших олимпийцев. Через пару минут у нас был телефон ее мужа, а через пару дней в трубке раздался голос начальника управления научно-методического обеспечения Центра спортивной подготовки сборных команд России Авака Абаляна: «Поезжайте на метро до станции «Датунлудонг», а оттуда минут пять пешком. Встречу вас у поста охраны». Корреспондент «Известий», разумеется, воспользовался этим предложением.
…За спиной — кварталы многоэтажных кирпичных домов (словно попал в Орехово-Борисово или Щукино) и длинная улица элитных злачных заведений.
Я оказываюсь в зеленом оазисе, где всего лишь в сотне метров от объездной дороги не слышно шума городского. Нахмурившееся небо отражается в глади большого озера, по которому грациозно плавают черные лебеди и шустрые утки. Где-то поодаль пронзительно кричит павлин, а по асфальтовым дорожкам и лужайкам прогуливаются старички. Вилла называется «Багровый нефрит», и это райское место давно облюбовали работники ЦК Компартии Китая, правительственные чиновники и крупные бизнесмены.
Российский восстановительный центр располагается в одном из блоков длинного трехэтажного таунхауса. Справа от порога — небольшая кухня. Над плитой колдует повар Владимир Островский в клетчатом фартуке: «Может, поедите с дорожки?» На удивленный вопрос, где в Пекине можно найти необходимые для наваристого борща компоненты, если здесь едят только белую свеклу, Матвеич загадочно улыбается: «У бабушки». Именно так называется небольшой магазин напротив российского посольства. И лишь со сметаной в Китае закавыка, но Сафронов и ее научился готовить по своему особому рецепту.
Однако за стол садиться некогда. Повар хмурится, а меня уже встречает специалист по функциональной диагностике Игорь Пронь. У него небольшая передышка между визитами спортсменов на реабилитацию. «Если хотите, можем проверить вашу выносливость», — предлагает врач. Его коллега Олег Меленин надевает на меня широкий прорезиненный пояс, усаживает в велосипедное седло, к рукам присоединяет электроды и устанавливает какие-то цифры на дисплее. Закрывает кожух и приказывает: «Крутите педали! Проверим реакцию вашего организма на работу при подъеме на высоту и погружении под воду».
Нагрузка, на мой взгляд, весьма средняя, рассчитана всего на 10 минут. Чувствуется, как ноги то наливаются тяжестью, то становятся легкими. Минуты за две до окончания работы врачи облегчают режим. «Пошло закисление тканей. Выносливость вам надо подтягивать. Бегать, плавать, ездить на велосипеде и не засиживаться за компьютером», — рекомендует Пронь. Его хитрые приборы, измеряющие множество функций организма, не обманешь.
Отдышавшись, поднимаюсь на второй этаж. В комнате — две кровати с медицинскими матрасами и тумбочки с приборами и трубочками для насыщения организма живительным кислородом. Из широченного окна — вид на озеро и пруд, в котором резвятся громадные зеркальные карпы. Их тут сотни! «Как боретесь с искушением закинуть удочку?» — провоцирую собеседников. «Работой спасаемся», — отшучиваются врачи, провожая меня в небольшую сауну, расположенную напротив спальни. Они трудятся по 12 часов в день, у них нет времени посмотреть олимпийские соревнования вживую и прогулки по Пекину.
За 12 олимпийских дней через центр прошло более 150 спортсменов, и к концу Игр поток только увеличивается. Сразу после моего визита Пронь и Меленин ждали в гости знаменитого борца Бувайсара Сайтиева. Ветерану пришлось сгонять много килограммов, и после взвешивания потребовался комплекс восстановительных процедур. Похоже, работа удалась. Бувайсар стал вторым после легендарного Александра Карелина российским трехкратным олимпийским чемпионом.
*