Флагман отечественного ракетостроения – самарский «ЦСКБ-Прогресс» приступает к строительству самолетов. Предприятие получило от Министерства транспорта госзаказ на производство пробной партии самолетов «Рысачок», которые должны прийти на смену много сделавшим, но устаревшим «кукурузникам».

Первый «Рысачок» соберут к концу 2008 года. Параллельно в ЦСКБ работают и над созданием дирижаблей. Перевозки на этих аппаратах во много раз дешевле, чем на самолетах. Дирижабли будут использовать для доставки людей и грузов в районы Севера и Сибири и охраны российских границ.

В советское время на Самарском «ЦСКБ-Прогресс» собирали различные типы боевых самолетов – МИГи, ИЛы, но в конце 60-х полностью сосредоточились на ракетоносителях среднего класса и автоматических космических аппаратов. По словам конструкторов, «Рысачок» имеет все шансы через несколько лет стать таким же популярным, каким когда-то был «кукурузник».

«На данный момент подписан контракт на изготовление пяти самолетов, – сообщил «НИ» заместитель генерального директора – генеральный конструктор предприятия Равиль Ахметов. – Это пробная партия, по которой заказчики будут судить о качестве машины. К концу года мы должны изготовить первый экземпляр самолета, на следующий год запланированы летные испытания. В принципе мы способны ежегодно собирать до полусотни машин. «Рысачок» будет в России чрезвычайно востребован. Он может использоваться для обучения курсантов, внутриобластных перевозок, в сельском хозяйстве и санитарной авиации».

О «Рысачке» смело можно сказать: «Мал, да удал». «Это серьезная программа для области, – говорит Равиль Ахметов. – В регионе появится летно-испытательный центр, аэродром будет работать в круглосуточном режиме, а не как сейчас, лишь в светлое время дня. Может быть, оживут и другие аэродромы в России, куда раньше летали Ан-2 – «кукурузники». Да и в крупных аэропортах сегодня можно видеть лишь большие самолеты, а те маленькие, частные, которые на них садятся, изготавливают за рубежом».

«Рысачок» – не единственный перспективный проект «ЦСКБ-Прогресс». По соседству с цехом, где собирают миниатюрный «двухмоторник», на пустующих площадях огромного цеха № 212, который использовался для сборки самой мощной в мире ракеты-носителя «Энергия», скоро начнется производство дирижаблей. В них заинтересовано в первую очередь Министерство обороны: протяженность наших границ очень большая, облетать их на самолетах слишком дорого, а тут можно повесить несколько дирижаблей и вести наблюдения. Впрочем, дирижабли хорошо послужат и на «гражданке». Не требующие аэродромов, они найдут себе применение на Севере и Сибири, перевозя людей и грузы до 3 тонн. Проявляет к ним интерес и Министерство по чрезвычайным ситуациям.

Новые Известия

*