Интервью с руководителем Департамента Госторгинспекции Минэкономразвития РФ Надеждой Назиной (РИА "Новости")
В рамках административной реформы произошло значительное перераспределение функций между ведомствами. Что стало с функциями Госторгинспекции?
— Функции по надзору на потребительском рынке переданы в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Создан единый орган, который будет осуществлять комплексный надзор на потребительском рынке. Все те основные задачи, которые выполняла Госторгинспекция, она будет выполнять в рамках этой службы.
Руководителем службы назначен Геннадий Онищенко. Пока другие должности не замещены. Сейчас приняты только вопросы Федеральной службы, вопросы министерства здравоохранения и социального развития РФ и подготовлен проект положения. Он проходит согласование.
Там предполагается, что сотрудники Госторгинспекции перейдут в эту службу. Вообще, в Госторгинспекции работают все государственные инспектора, они являются государственными служащими. Они имеют специальное профессиональное образование. Плюс постоянно повышают свою квалификацию в этой области. И я думаю, что эта армия профессионалов должна быть сохранена.
Останется ли в Минэкономразвития департамент, ответственный за потребительский рынок?
— В задачах Минэкономразвития остаются вопросы политики, то есть нормотворчество. То есть политика будет определяться в области потребительского рынка, внутренней торговли, а надзор на потребительском рынке будет осуществляться в рамках новой службы.
А пока все в обычном режиме работают?
— Да, в настоящее время все работают в обычном режиме. Как только будет принято положение, соответственно, будет создана структура, и тогда уже начнется формирование этой службы.
Когда должно быть принято это положение?
— В ближайшее время оно должно быть внесено в правительство РФ. Я не думаю, что правительство будет затягивать эти вопросы. Я думаю, что они будут оперативно приняты. Потому что сами понимаете, что работа должна продолжаться, в том числе и территориальных органов (новой службы), учитывая, что они будут созданы до 1 сентября. Но я думаю, что могут быть созданы и раньше. Положение будет принято, значит, будет определена численность территориальных органов и, соответственно, они будут формироваться. Рынок ведь не должен остаться без надзора.
Впервые создан такой орган, который будет осуществлять глобальный надзор. Ведь много говорилось представителями бизнеса, что у нас много контролеров на рынке, которые ходят вереницей — один за другим по узкому кругу своих вопросов.
И поэтому в рамках административной реформы предусматривалось первое — это отделить контроль от исполнительных функций, и сократить количество этих проверок. Количество проверок уже сократилось за счет принятия закона «О защите предпринимательской деятельности». И там четко прописано, что плановые проверки проводятся один раз в два года, а внеплановый контроль может быть на основании предписаний, выданных для устранения отмеченных нарушений и по жалобам заявителя.
Но на сегодняшний рынок таков, что много проверок проводиться именно по предписаниям, по заявлениям и жалобам граждан. За прошлый год у нас поступило более 40 тысяч письменных обращений граждан, 97% этих жалоб было рассмотрены в досудебном порядке в пользу потребителя.
Очень большая проблема на потребительском рынке — это наличие контрафактной и фальсифицированной продукции. Если мы возьмем, лет 5-10- назад, у нас проблемы фальсификата и контрафакта, как таковой не было. Продукция выпускалась по традиционным технологиям, все было зарегулировано государственными стандартами и это приводило к тому, что у нас была одноликая продукция и очень узкий ассортимент. Поэтому, когда произошло разгосударствление предприятий, они получили право самостоятельно разрабатывать новые виды продукции и выпускать их на рынок. Это дало положительные результаты. Мы видим, что рынок насыщен товарами и нет очередей. Но мы столкнулись с такой проблемой, когда у нас на рынке известные брэнды стали подделываться, когда наши предприниматели научились, применяя нетрадиционные технологии, нетрадиционное сырье, выпускать продукцию под известными, зарекомендовавшими себя наименованиями. Это очень ударило по молочной промышленности, особенно в области производства масла коровьего. Зачастую на этикетке заявляется, что это масло коровье, на самом деле до 80% в нем растительные жиры. Такой продукт имеет право на жизнь, и за рубежом такие продукты выпускаются, но они не называются маслом коровьим. Самое главное, что до потребителя должна быть доведена достоверная и полная информация. Если есть растительный жир, пожалуйста, но скажите о нем, что он есть.
Вторая проблема — консервы. У нас появилось на рынке очень много консервов под традиционными названиями «тушенка говяжья», «тушенка свиная», а на самом деле мы сталкиваемся с тем, что в этой тушенке 80% содержится соевого белка. Последние проверки рынка выявили, что ряд предприятий Московской области выпускают тушенку вообще без содержания мяса. То есть одна соя.
Это вот, конечно, очень резко бьет по потребителю, потому, что он привык, что на свиной тушенке изображена голова поросенка, на говяжьей тушенке — голова коровы, то есть он визуально воспринимает, что потребитель покупает тушенку. На самом деле, он сталкивается не с тушенкой, а с соевым белком. Конечно, соя, если ее положить в блюдо, растворяется и соответственно она невидима. Это, я считаю, прямой обман потребителя. Вот с этим мы сейчас сталкиваемся постоянно.
Мы сталкиваемся и с фальсификацией рыбных консервов. На этикетах заявляют «лосось», на самом деле закладываются более дешевые сорта рыб. Называют «шпроты натуральные», но там видим шпротный паштет, называют «сайра натуральная», а в результате там оказываются куски ставриды. В последнее время мы столкнулись еще с тем, что закладывается рыба некачественная, вообще не пригодная в пищу.
Это что касается продуктов питания. А много ли фальсифицируют непродовольственных товаров?
— Вот совершенно недавно мы обнаружили и приняли меры к закрытию цеха в Краснодарском крае по производству спортивной одежды, спортивных костюмов и спортивной обуви, под маркой «Адидас». На самом деле это не что иное, как подпольный цех, который осуществлял пошив этих изделий.
Очень много проблем с обувью. У нас весь рынок, практически заполнен продукцией «известных итальянских» обувных фирм, а на самом деле — это обувь, которая разваливается буквально через две недели. Потому, что гарантийный срок производитель никакой не дает, а продавец определяет гарантийный срок именно 2 недели. По истечению гарантийного срока, как правило, обувь или расклеивается, или лопается подошва, или образуются заломы, замины. В результате покупатели обращаются к нам с жалобами, и решаем эти вопросы, чтобы покупатели могли хотя бы вернуть деньги за некачественную обувь.
К сожалению, нам приходиться сталкиваться, что поддельные товары продаются, как на рынках, в мелкой сети, так и в сетевой торговле.
В сетевой торговле мы сталкиваемся с тем, что продукция продается, в том числе, опасная для здоровья человека. Мы проводили рейды по сетевой торговле и тоже вскрыли очень много серьезных нарушений. По результатам этих проверок встреча министра экономического развития и торговли Германа Грефа с крупными сетевиками, и разговор шел о том, что они должны ужесточить требования к той продукции, которую реализуют.
Вот совсем недавняя жалоба. Потребитель купил стеклоомывающую жидкость в магазине «Ашан», целый день он применял эту жидкость, так как пользовался автомобилем, а к вечеру у него стала кружиться голова, появилась тошнота, рвота. Он обратился к врачу, который зафиксировал отравление парами этой жидкости. Он купил несколько канистр этой жидкости и обратился в аккредитованные, аттестованные лаборатории для проведения испытаний на содержание в ней вредных веществ. Специалисты определили, что в этой жидкости содержится метанол, причем предельно допустимая концентрация завышена почти в 200 раз. Тогда он обратился в фирму «Ашан», но никаких результатов путем переговоров достичь не смог. Человек обратился к нам. Мы стали проверять непосредственно фирму «Ашан». Мы отобрали образцы для проведения испытаний этой жидкости, провели испытания, обнаружили следы метанола, но они уже не превышали предельно допустимые нормы. Но мы пошли дальше и решили проверить непосредственно производство продукции по тому адресу, который заявлен на этикетке.
Адрес фирмы заявлен в Москве, но там ее не оказалось. Мы стали искать эту фирму, нашли в Московской области, и когда проверили эту организацию, то обнаружили, что продукция выпускается без нормативной документации, без технологических инструкций и так далее. Выпускается она просто в цехе, грубо говоря, «на коленке». Три человека разливают эту жидкость (которую якобы они получают с предприятия в Москве) в канистры. Мы пошли стали искать это предприятие, предприятия такого в Москве не существует. В настоящее время материалы всей этой проверки мы передали в следственные органы. Теперь ими будут заниматься органы МВД.
Кроме того, мы нашли эту жидкость также в магазинах «Патерсон», также с завышенной концентрацией метанола. Это продукт опасен и вреден для здоровья человека.
Вот таким образом, идя по цепочке, выполняя такую длинную работу, тем не менее, нам удается пресекать реализацию некачественной, фальсифицированной продукции.
Можно ли оценить количество некачественной и фальсифицированной продукции в крупных сетевых магазинах?
— Трудно назвать процент, но при разовой проверке «Ашана» было сразу снята продукция на 1,2 миллиона рублей. Последующие проверки выполнения предписаний показали, что предписания не были полностью исполнены. Только на торговую сеть «Пятерочка» у нас поступило 120 жалоб. Прямо ко мне покупатель приносил рыбу с червями из «Пятерочки». Вот здесь проблема есть и проблема очень серьезная.
Вот вчера у меня пришла жалоба — крем для ног, который, является, якобы, вспомогательным средством при лечении варикозного расширения вен. Покупатель купил этот крем и намазал ноги. В результате получился колоссальный отек, вред здоровью. Начинаем смотреть этот крем. Он заявлен как медицинское средство, а медицинские препараты должны все проходить регистрацию непосредственно в Госсанэпиднадзоре. Данный крем никакой регистрации в Госсанэпиднадзоре не проходил. В результате, мы его изъяли из оборота, а заводу-производителю выдали предписание о прекращении реализации.
Контроль за фармацевтической продукцией и лекарственными препаратами тоже будет осуществлять новый орган?
— Что касается фармацевтической продукции, лекарственных препаратов, то в Минздраве была инспекция по фармацевтическим препаратам. Она не так давно была создана, у них не было территориальных органов, они как-то к нам обращались и мы проводили контроль совместно с ними в регионах РФ. Но на сегодняшний день эта служба в принципе должна быть в Федеральной службе здравоохранения.
Мы не занимались никогда лекарственными препаратами. Мы осуществляем контроль в аптеках, но на предмет соблюдения правил продаж. То есть в рамках защиты прав потребителя и в области соблюдения правил продаж и оказания услуг.
Как организована работа по защите торговых марок и интеллектуальной собственности?
— Мы ведем большую работу совместно с МВД по защите прав интеллектуальной собственности, по защите торговых брендов. В регионах у нас созданы специальные оперативные группы, которые работают на постоянной основе, по выявлению контрафактной, фальсифицированной продукции. Большая работа проведена по совершенствованию законодательной базы, за последнее время в области защиты прав интеллектуальной собственности принято более 10 законов и нормативных актов. Кроме того, усиливаются меры административной ответственности, и в уголовном кодексе, и в административном кодексе предусматривается увеличение штатных санкций.
Сейчас вступила в действие новая редакция Таможенного кодекса, где впервые в российском законодательстве целая глава посвящена интеллектуальной собственности. Теперь добросовестный товаропроизводитель, перемещая свою продукцию через границу, может заявить о своей продукции на таможне, она будет внесена в соответствующий реестр и на будет отслеживаться. Это тоже существенный шаг по предотвращению перемещения через границу продукции с нарушением прав интеллектуальной собственности.
Подготовлены сейчас уже изменения и дополнения в Гражданский кодекс (они уже одобрены Минюстом), и эти изменения, дополнения позволят усовершенствовать ряд других законодательных актов, которые также будут направлены на защиту прав интеллектуальной собственности.
Много мы стали работать непосредственно с добросовестными товаропроизводителями, с общественными объединениями, которые занимаются защитой прав интеллектуальной собственности. Вот такая комплексная работа органов исполнительной власти, федеральных органов контроля и надзора, общественных объединений, добросовестных товаропроизводителей она дает положительные результаты.
Было принято постановление правительства о запрете реализации аудио- и видеопродукции с лотков и палаток, были ужесточены условия лицензирования производства этой продукции. Все это за последнее время дало сокращение на потребительском рынке контрафактной, фальсифицированной продукции на 15-20%, в том числе, по пищевым продуктам где-то на 15%.
Работа эта ведется под постоянным контролем, правительственной комиссией по интеллектуальной собственности, ее возглавляет председатель правительства Михаил Фрадков.
Что подразумевается под понятием «добросовестный производитель»?
— Добросовестными производителями я называю те организации, те предприятия, которым принадлежат те или другие бренды. То есть известные товарные знаки, под которые на сегодняшний день подделывается продукция.
Проблема эта касается всех, но, тем не менее, те предприятия, которые уже работают по международным правилам, стараются соблюдать все требования, которые предъявляются действующим законодательством, соответственно, они пытаются защитить свои бренды от подделок.
К нам обращалась компания «Проктер энд Гэмбл» с тем, что под товарный знак их компании подделываются моющие средства. Мы организовали проверки, и обнаружили в Новомосковске подпольное производство. Деятельность этого подпольного производства была пресечена.
К нам обращаются не только представители добросовестных товаропроизводителей, но и зарубежные посольства и зарубежные компании, которые экспортируют продукцию на наш рынок, и просят оказать содействие в защите их товарных марок.
Вот последнее поступило письмо от компании «Бондюэль». Они считают, что на рынке много появилось подделок под их продукцию. И они ставят вопрос вплоть до того, что готовы прекратить инвестиции по строительству завода в Краснодарском крае, если мы не пресечем подделки на российском рынке. Мы стали проводить проверки на рынке, и столкнулись с тем, что действительно есть подделки марку «Бондюэль». Сейчас мы эту работу ведем и изымаем такую продукцию из оборота.
Госторгинспекция работает на рынке давно, у наших сотрудников узкая специализация. Если государственный инспектор занимается контролем в области молочных товаров, то он имеет специальное технологическое образование именно по молочной группе товаров. Если он занимается алкоголем, то он технолог по производству алкогольной продукции, если он занимается рыбными товарами, то он специалист в области рыбных товаров. Это позволяет очень эффективно выявлять нарушения. Человек, который знает саму технологию производства, знает всю кухню, может очень легко определить на каком этапе было допущено нарушение.
Часто технология производства нарушается из-за упрощения. Например, рыба горячего копчения должна проходить просушку, потом проварку, а потом уже копчение. Недобросовестный производитель весь этот технологический процесс объединяет в один, и одновременно производится проварка, подсушка и копчение. Таким образом, получается не рыба горячего копчения, а полугорячего, полухолодного — что-то среднее. Поэтому, вкусовые качества такой рыбы резко будут отличаться и эта продукция может быть опасной для здоровья человека.
Скумбрия холодного копчения должна на конечном этапе содержать влажность не более 60%. Для того, чтобы увеличить объемы выпуска, предприниматели делают себе технические условия и пишут — рыба копченая, иногда рыба подкопченная, и таким образом они сокращают технологический процесс и выпускают эту рыбу с влажностью 85%. Представьте себе, 100 кг рыбы-сырца и при таком производстве на конечном этапе получится 85 кг рыбы, то есть на 25 кг больше.
Предприниматель не задумывается о том, что эта продукция не может иметь срок годности 6 месяцев, как заложен в нормативной документации. Такая продукция хранится не более 15 дней.
Мировая практика показывает, что каждый потребитель может защищать свои права в суде. Но я считаю, что в России это решение преждевременно. Потому, что во-первых, у нас еще довольно сложная судебная система, во-вторых, у нас народ, в основном занятый и ходить по судам и отстаивать свои права — это довольно сложно. Нанять адвоката, который бы защищал права, это стоит денег. И самое главное, что в суде потребитель сталкивается с профессионалом и доказать свою правоту непрофессионалу всегда очень проблематично.
Для того, чтобы отстаивать интересы потребителей, мы очень часто сами работаем с судами, защищаем их права, потому что мы можем компетентно и грамотно объяснить, на каком этапе были нарушены права потребителя, и тогда уже решение принимается в пользу потребителя.
Не говорит ли такая сложность о необходимости изменения закона и упрощения всех процедур?
— Закон о защите прав потребителя он у нас практически гармонизирован с международными требованиями, Но есть проблема другая — это сознание наших предпринимателей, наших торговых работников.
Я думаю, что существенную роль в решение этой проблемы сыграет принятый закон о техническом регулировании. Сейчас вместо устаревших государственных стандартов будут действовать национальные стандарты, которые носят рекомендуемый характер.
Основным критерием является безопасность товаров и услуг.
Важную роль сыграют и саморегулируемые организации после того, как будет принят соответствующий закон. Саморегулируемая организация (СРО) будет иметь свой кодекс чести и нести субсидиарную ответственность, организация будет иметь свой внутриведомственный, многоступенчатый контроль и, самое главное, это страхование ответственности.
Представьте себе, что покупатель купил некачественную продукцию, и обращается в СРО или в это предприятие. Закон о защите предпринимателя и предпринимательской деятельности говорит о том, что саморегулируемая организация проверяется 10% предприятий в два года один раз, а остальной они контроль внутриведомственный свой ведут. Если у них вскрываются нарушения, то с них это закон эти нормы снимает, и тогда они подпадают под постоянный контроль. Кто хочет быть под постоянным контролем? Никто! Значит, он будет стараться, что бы у него не было нарушений.
Вот попало нерадивое предприятие, которое нарушает все правила. СРО вызывает его на свой совет и говорит: «Если ты не будешь играть по нашим правилам, мы тебя просто исключим из нашей саморегулируемой организации. Мы не хотим из-за тебя все страдать». Представьте, что они его исключили, тогда он выходит на рынок и полностью подпадает под государственный контроль. Здесь ему тоже мало не покажется. Тогда ему остается или работать по правилам СРО, или просто упраздниться и не работать больше в этой отрасли. Этот закон даст положительный результат. Первое чтение его уже проходило, к нему было очень много замечаний, и сейчас он дорабатывается и готовится ко второму чтению.
И, конечно, нужен закон об экспертизе. В мире лабораторные испытания, как правило, проводятся третьей независимой стороной, и существует рынок лабораторных услуг. И везде в мире есть ответственность за выдаваемый результат. У нас на сегодняшний день, к сожалению, нет единых правил по проведению этих испытаний, так как на многие вещи методики вообще отсутствуют. Те, которые есть, не всегда соответствуют международным требованиям. Кроме того, у нас нет определений, что такое экспертиза, что такое оценка, и это тоже нужно будет дать в этом законе. И самое главное, что в этом законе должна появиться ответственность за выдаваемые результаты испытаний. Он (проект закона об экспертизе) стоит в плане законопроектных работ на 2004 год, и судя по всему ответственным должен быть Минздрав, а принимать участие должны все заинтересованные министерства и ведомства и бизнес-сообщество.
Нельзя не согласиться, что контрафакт это плохо, но лицензионная, например, аудиовизуальная продукция очень дорогая. Что можно предпринять в этой связи?
— Я считаю, что те зарубежные компании, которые ввозят к нам продукцию должны приближать производство непосредственно в те регионы, где она реализуется. И было бы гораздо дешевле, если бы эти диски стали выпускаться в России, а не доставляться из-за рубежа. У нас на сегодня такая ситуация, что производитель и продавец сами определяют цену. И высокие цены ставят непосредственно сами правообладатели. Если бы они поставили меньшую цену, то их продукция, во-первых, была бы легальной, а во-вторых, она бы быстрее уходила, и они бы быстрее получили свой гонорар за счет того, что не было бы контрафактной продукции на рынке. Третий момент — ни продавец, ни правообладатель, ни производитель не снижают цену на ту продукцию, которая длительный период находится в реализации. За рубежом, если компакт-диск пробыл в реализации год, то через год он обязательно будет уценен до 99 центов.
Должна быть пропаганда среди населения, что покупая контрафактную продукцию вы себя обманываете дважды — первое, вы не получаете должного качества, а второе — за эту продукцию не уплачены налоги, значит деньги не поступили в консолидированный бюджет, а значит он не получит того социального пакета, который для него предусмотрело государство.
Какие основные позиции будет содержать технический регламент розничной торговли, который в ближайшее время должен быть принят?
— Много требований, которые были в рамках государственных стандартов. Это требования к персоналу, к оборудованию, к помещениям. Если вы торгуете скоропортящейся продукцией, а у вас нет холодильного оборудования. Здесь много разных аспектов. Вот недавно у меня была жалоба. Посетитель пришел в ресторан, а его обслуживала официантка, руки которой были покрыты, как он написал, болячками. Он попросил, чтобы ему была предоставлена санитарная книжка этого сотрудника. На что ему ответили, ни каких санитарных книжек у официантов нет. Вот эти нормы должны быть прописаны. И конечно правила оказания услуг розничной сети. Изготовитель должен донести достоверную и полную информацию о товаре продавцу, продавец обязан точно также донести ее покупателю.
В законе четко прописано, что изделия подлежат возврату в течение 14 дней не считаю дня покупки. И тем не менее, вам, как правило путаются отказывать. Говорят зачастую: мы меняем только некачественный товар, а качественный товар не меняем.
Повышение культуры самих торговых работников, аттестация их на компетентность обязательно должна быть, что определяет их профессиональную пригодность. Каждый продавец должен строго соблюдать золотое правило — покупатель всегда прав, продавец должен работать на покупателя и понимать, что они для покупателя, а не покупатель для них.
В свое время я поставила задачу, чтобы сделать работу Госторгинспекции прозрачной. Это очень важно, и позволяет оперативно видеть, что делается в регионах, как ведется работа, вмешиваться в процесс контроля, видеть недостатки инспектора. Самое главное, я вижу, как принимаются меры. Это позволяет объективно рассматривать дела и принимать эффективные меры.
У нас создана единая информационно-аналитическая система (ИАС), посредством которой вся информация по проводимым в регионах проверкам еженедельно поступает к нам в Департамент.
В системе отображаются сводные данные о деятельности Госторгинспекции по округам, статистика отчетов по результатов проведенных мероприятий по контролю. В каждом округе мы можем видеть, сколько в регионе за какой-то период проведено проверок, сколько привлечено юридических и должностных лиц, какие наложены взыскания и тому подобное. В то же время у нас собирается банк данных нарушителей. И самое главное, что мы можем всю информацию оперативно получить, время передачи данных — 7 минут.
ИАС является служебной системой, доступ к которой имеют сотрудники Департамента в части своей компетенции. С 1 июня она должна заработать полностью. До этого времени к нам должны подключиться те управления, которые еще не подключились. Для населения на местах у нас уже есть сайты.
Потом будет второй этап — та часть, которая будет доступна для потребителей. На страничку смогут заходить, как сами покупатели, так и производители и продавцы. Что это даст? Покупатель будет видеть нарушителей, и он сам будет становиться в роль инспектора. Когда он будет видеть, к примеру, что в каком-то магазине при покупке телевизора не проводят предпродажную подготовку, не заполняют гарантийный талон, не проверяют изделие, не выдают сервисную книжку, не выдают чек. Даже идя в это же магазин (ну нет у него в регионе другого), он скажет, позвольте, Госторгинспекция сказала, что нужно, чтобы вы все это сделали. Он сам видит и знает свои права.
Производитель будет видеть те предприятия торговли, которые не соблюдают правила продаж, и он может выбирать себе добросовестных продавцов. Продавец, который видит, как рассматриваются дела, сможет видеть, что Госторгинспекция работает в четком правовом поле. Это обяжет контрольные органы работать в четком правовом поле.
Нам бы хотелось, что бы наша информационная система сохранилась в структуре нового министерства здравоохранения и социального развития.
23.04.04 15:42
*