Аутсорсинг является распространненым бизнес-интрументом в Европе, но в России пока не прижился.

70 процентов европейских компаний практикуют привлечение внештатного персонала, а 20 процентов планируют увеличить число внештатных сотрудников в следующие два года, так как считают, что это даст им конкурентные преимущества. Организации стремятся получить эти конкурентные преимущества, но некоторые из них сталкиваются с такими проблемами, как утрата контроля и риск снижения качества, к такому выводу пришли специалисты международной компании в области аудита «Эрнст энд Янг». Согласно новому опросу компании, проведенному в 2008 году, в котором приняло участие более 600 руководителей европейских компаний, аутсорсинг является распространенным бизнес-инструментом в Европе.

Исследование, в котором участвовали руководители компаний с оборотом не менее 100 миллионов евро из Франции, Великобритании, ФРГ, Италии, Испании и Бельгии, выявило, что основными причинами для выбора аутсорсинга являются снижение затрат (49 процентов) и повышение качества за счет привлечения специалистов (33 процента). Основные функции, для выполнения которых привлекаются внештатные сотрудники: материально-техническое обеспечение (76 процентов), логистика (73 процента), информационно-технологическое и (или) телекоммуникационное обеспечение (68 процентов).

Среди стран, в которых проводился обзор, наибольшее распространение привлечение внештатного персонала получило в Бельгии, где это практикует 81 процент компаний, а наименьшее — во Франции (63 процента). Вместе с этим во Франции диапазон функций, для выполнения которых привлекается внештатный персонал, один из наиболее широких: в среднем пять функций в компании выполняются внештатными специалистами. Аутсорсинг широко распространен в Великобритании (71 процент), однако в среднем на одну компанию внештатный персонал привлекается для выполнения лишь трех функций. Что касается России, то, по мнению экспертов, здесь недостаточная распространенность аутсорсинга бизнес-процессов объясняется тем, что многие компании боятся потерять контроль над ситуацией, избегают доверять посторонним коммерческие тайны.

Высказывается и озабоченность тем, что привлечение внештатного персонала для снижения затрат не всегда себя оправдывает. Растущее число компаний склоняется к мнению, что дешевле не всегда значит лучше.

Между тем Франция (47 процентов) и Бельгия (40 процентов) выделяются как сторонники привлечения внештатного персонала для повышения качества.

Среди основных недостатков аутсорсинга европейские компании назвали риски, связанные с утратой автономии (17 процентов) и возможным снижением качества услуг (10 процентов). Бельгийские и немецкие компании в большей степени, чем другие, столкнулись с таким нежелательным последствием, как утрата контроля, ведущая к ухудшению понимания того, как обеспечивается рентабельность и управление бизнес-подразделением. При этом британские и испанские компании отметили, что для обеспечения эффективности аутсорсинга важно найти подходящего партнера, соответствующего требованиям корпоративной культуры компании.

Поиск в России сотрудника, обладающего квалификацией и практическим опытом работы во всех требуемых областях — российском бухгалтерском и налоговом учете, МСФО, финансовом контроллинге, внутреннем аудите, управленческом учете и бюджетировании, может потребовать длительного времени, и стоимость такого сотрудника будет значительной, отметили специциалисты компании «Эрнст энд Янг».

Эксперты сделали вывод, что опыт привлечения внештатного персонала в целом является положительным. Век информационных технологий позволяет игрокам на рынке аутсорсинга осваивать разные звенья бизнес-цепочки.

В ближайшем будущем в России появится большое количество поставщиков услуг, которые будут либо занимать небольшие ниши, либо ориентироваться на самый широкий круг задач. Очевидные же преимущества, которые приносит аутсорсинг при тщательном поиске партнеров и заключении эффективных контрактов, позволяют предположить его бурный рост в стране уже в ближайшее время, подчеркивают эксперты.

Людмила Морозова

«Российская Бизнес-газета» №667

от 19 августа 2008 г.

Российская газета

*