Cобытия 2008 года, потрясшие автомобильный мир
Иногда сенсации в автомобильном мире являются даже большим потрясением, чем президентские выборы. Позади всего половина 2008 автомобильного года, а интересных новостей и ошеломляющих событий он принес больше, чем предвыборные кампании.
К сожалению, этот год наградил многих автопроизводителей ярлыком аутсайдеров и неудачников, особенно пострадали американцы. Европейский рынок тоже находится на спаде из-за общего кризиса экономики и роста цен на нефть.
Кто бы мог подумать, что компании Land Rover и Jaguar, успешно продающие, как нам кажется, свои авто, станут для компании Ford тяжким бременем. И даже не это поразило весь мир, сенсацией стало то, что на мировую арену автомобилестроения гордо вышла индийская компания Tata, которая и решила попытать счастья на европейских и американском рынках посредством управления Land Rover и Jaguar. Эта довольно абсурдная покупка на самом деле объясняется двумя четко обозначившимися тенденциями в этом году. Во-первых, из-за цен на бензин рынок внедорожников как в Америке, так и в Европе обвалился, а во-вторых, ипотечный кризис и насыщенность на западных рынках заставили почти всех автопроизводителей обратить свое внимание на Восток. Растущий индийский рынок и стал одним из примеров восточного автомобильного расцвета.
Продемонстрировала свои амбиции и Россия, которая в этом году отобрала у Германии пальму первенства по продажам в Европе. Это стало еще одной частью мозаики, которая завершила картину восточного переворота приоритетов. Теперь многие вредоносные для природы, но очень престижные новинки везут показывать именно к нам. Европейская премьера Toyota Land Cruiser, мировая премьера Mitsubishi Pajero Sport и Ford Explorer – все эти мероприятия прошли или запланированы на ближайшее время именно в России. В Китае, на одном из самых перспективных рынков, были впервые представлены кроссоверы Audi и Mercedes.
Автопроизводители, давно предвидевшие первенство России по продажам в Европе, успели запланировать закладку собственных заводов вблизи самых перспективных рынков. В 2008 году Toyota начала выпускать Camry российской сборки, а долго решавшиеся на этот авантюрный шаг Citroen и Peugeot наконец начали строительство завода совместно с Mitsubishi под Калугой.
Кстати, пока Toyota строила завод в России, сама компания стала самым продаваемым автомобильным брендом мира, потеснив с первого места корпорацию General Motors. Американские же производители констатировали в этом году падение продаж на внутреннем рынке, все местные автокомпании потеряли лидирующие позиции, а общая доля рынка американских марок упала ниже 50%.
Гигант GM вообще оказался на грани банкротства. По итогам 2007 года концерн потерял 3,3 млрд долларов. Кроме закрытия заводов в Америке, сокращения затрат и персонала, компания приняла решение избавиться от убыточного бренда – Hummer. Учитывая ситуацию, в которой оказались многие западные компании в связи с падением рынка, покупателя Hummer будет искать тоже на Востоке.
Важным для России событием стало возрождение, а точнее реинкарнация автомобиля “Волга”. В 2006 году группа “ГАЗ” приобрела у тогда еще единой DaimlerChrysler платформу Chrysler Sebring и Dodge Stratus предыдущего поколения. С завода в Мичигане было вывезено более 3 тыс. единиц оборудования, все это было установлено в Нижнем Новгороде для производства новой русско-американской иномарки Volga Siber. Продажи обрусевшего американского чуда уже начались.
***