Компании General Motors (GM) и BMW работают над необычными авто, которые должны вырабатывать электричество за счёт бросовой энергии выхлопных газов.

Только четверть энергии, заключённой в топливе, идёт на полезную работу (если авто оснащено бензиновым ДВС, если же дизелем — несколько больше), примерно 30% уходит через систему охлаждения двигателя и до 40% — с выхлопными газами. Это большой потенциальный ресурс для повышения экономичности машин.

Можно, конечно, попробовать вырабатывать электричество из выхлопа посредством отдельной турбинки, но можно обойтись и вовсе без подвижных деталей — при помощи термоэлектрогенераторов. В них тепло отработанных газов напрямую обращается в ток.

В общих чертах эту мысль инженеры озвучивали не раз на протяжении многих лет, но экспериментальные авто с такими устройствами так и не появились, не говоря о серийных.

Теперь дело сдвинулось с мёртвой точки. Три команды специалистов из США, представляющие GM, компанию BSST и Мичиганский университет (Michigan State University), работают на новым поколением термоэлектрогенераторов, которые должны будут хорошо подойти для применения на борту легковых авто и грузовиков.

Почему «новое поколение»?

Во-первых, потому, что различные типы таких устройств строятся уже много лет. Другое дело, что предназначены они не для автомобилей.

Во-вторых, опытный термоэлектрогенератор для ДВС построили 12 лет назад специалисты американского министерства энергетики (Department of Energy). Его испытания на стенде были обнадёживающими.

И вот теперь, в связи с развитием материаловедения и появлением новых интересных разработок в данной сфере, министерство финансирует ряд проектов по созданию даровых преобразователей такого типа, призванных сократить расход топлива.

Исследователь из GM Ян Цзихуэй (Jihui Yang) утверждает, что термоэлектричество способно повысить эффективность такого крупного внедорожника, как Chevrolet Suburban примерно на 5% (а это — одна бесплатная миля на каждый галлон бензина).

В городском цикле этот гигант вырабатывает до 15 киловатт в виде горячих выхлопных газов. Конечно, КПД преобразователя невелик, и всё же, новый генератор сможет поставлять в сеть машины до 800 даровых ватт, которых должно хватить не только на питание бортовой электрики, но, возможно, и на привод водяного насоса ДВС.

Такой Suburban должен быть построен и испытан в 2009 году.

И в том же году BMW намерена вывести на трассы полигона свой экспериментальный автомобиль, оснащённый аналогичным устройством. Его разрабатывает для немецкой компании совместная команда BSST и университета Огайо (Ohio State University).

Кстати, несколько лет назад BMW экспериментировала с миниатюрной паровой машиной, утилизирующей даровую энергию выхлопных газов.

Вероятно, окончательный выбор — какая система лучше подойдёт автомобилю – можно будет сделать, когда станет известна их эффективность в настоящей легковушке, а не на стенде.

А ещё необходимо выяснить, какова будет стоимость подобных устройств в массовом производстве. Учёные в этом отношении проявляют осторожный оптимизм.

MEMBRANA

***