Сегодня им исполняется 115 лет. 14 августа 1893 года префект полиции Парижа Луи Лепин вручил ныне неизвестному французскому автомобилисту «Справку о способности управлять транспортным средством с механическим мотором».

Тогда это событие не посчитали сенсационным и не обратили на него практически никакого внимания. Как люди в то время относились к автомобилям, можно понять по прессе того времени. Например, в 1899 г. редакция журнала «Literary Digest» высказалась очень категорично: «Карета без лошадей» – это признак роскоши и богатства, и если даже цена на нее в будущем упадет, она никогда не станет такой же популярной, как велосипед». А теперь, пожалуй, никто не может представить себе современный мир без автомобиля.

В России водительские права появились только в 1900 году. Документы были введены в обращение постановлением санкт-петербургского градоначальника «О порядке пассажирского движения на автомобиле». Дореволюционные права содержали сведения об их владельце и его фотографию. Для их получения было необходимо сдать экзамены на управление автомашиной и знание городской географии.

В 1909 году Россия присоединилась к Международной конвенции о передвижении автомобилей, и в стране была введена принятая за рубежом форма водительского документа.

В 1923 году Совнарком утвердил новое «Свидетельство на право управления экипажем». С 1936 года право на выдачу водительских документов перешло к органам внутренних дел, они приобрели единую форму и стали называться «удостоверение шофера».

В 1963 году СССР присоединился к Женевской конвенции об автомобильном движении, и в стране появилось международное водительское удостоверение. С 70-х годов появляется пять категорий водительских прав.

Через пару лет в России появятся новые водительские удостоверения. ГИБДД уже давно готовится к этой реформе. Виктор Кирьянов, главный российский гаишник, считает, что необходимо расширить число водительских категорий до девяти – к нынешним присоединятся «А1», «В1», «С1» и «D1». Единичка, скорее всего, будет обозначать то, что для водителей, имеющих небольшой опыт, появятся ограничения. Например, мотоциклист с правами «А1» не сможет ездить на сверхмощных спортивных байках, а водителя с категорией «С1» не пустят за руль огромного БелАЗа. Но, по-прежнему, неизвестно, будут ли введены права для водителей скутеров, которые все чаще становятся участниками серьезных аварий, особенно, когда за рулем находятся подростки.

Александр ЗВОРЫКИН

Тверь Инфо

*