В обзоре российских газет:

* Обнародованы данные о потерях российской армии

* Москва защищает независимость Южной Осетии

* Ющенко открывает «второй антироссийский фронт»

* «Король Папарацци» покажет свои работы в Москве

Первые уроки последней войны

Ряд авторитетных военных экспертов России высказывают нелицеприятно жесткие оценки.

Замначальника Генштаба РФ генерал-полковник Анатолий Ноговицын обнародовал данные о потерях российской армии в зоне грузино-осетинского конфликта: погибли 74 человека, 171 человек получил ранения, пропали без вести 19 военнослужащих. Данными о потерях противника Генштаб не располагает. По словам министра здравоохранения Грузии, они составили 175 человек.

«Независимая газета», комментируя эти предварительные итоги, ссылается на авторитетных военных экспертов, которые высказывают «нелицеприятно жесткие оценки достигнутых Россией военно-политических итогов в этом конфликте».

Президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов заявил «НГ», что РФ преждевременно прекратила боевые действия против Грузии и пошла на диалог с посредниками по ЕС: «Победу над Грузией отдали Николя Саркози, который уже изменил пункты по урегулированию конфликта, что наверняка скажется самым отрицательным образом на геополитических интересах России на всем Южном Кавказе».

Академик Российской академии безопасности генерал-лейтенант Юрий Неткачев, который в 1993-2000 годы был заместителем командующего Группы российских войск в Закавказье, считает, что Россия, осуществляя военную операцию, крайне неэффективно уничтожала военные объекты Грузии. Эксперт уверен: Москва вправе была распространить военно-морскую блокаду не только на побережье Абхазии, но и всей Грузии.

«Действия российского руководства были половинчатыми. Мы не сломали военной машины Грузии, а, согласившись на прекращение огня, значительно ограничили себя в действиях по наказанию агрессора, о чем так решительно совсем недавно заявляло Минобороны РФ», — говорит Юрий Неткачев.

И даже приближенный к руководству Минобороны РФ президент Академии военных наук генерал армии Махмут Гареев заявил, что «краткосрочный акт грузинской агрессии вскрыл болевые изъяны в подготовке наших войск и в управлении силами и средствами непосредственно на поле боя, и в целом в технологии принятия решения на военный период». При этом он указывает, что «один из главных наших просчетов… заключается в ошибках российских разведслужб, и прежде всего военной разведки, которые не смогли заблаговременно вскрыть вероломные планы грузинской стороны».

Генерал армии заявляет, что именно просчетами разведки «объясняется и наше замешательство в управлении силами и средствами в первоначальный период агрессии, и потеря самолетов, включая дальний бомбардировщик Ту-22, и многочисленные жертвы как среди российских миротворцев, так и среди мирного населения».

Бывший главком ВВС России генерал армии Анатолий Корнуков также указывает на просчеты разведки и некомпетентность руководства ВВС: «Экипаж самолета Ту-22, который был сбит над Грузией, отправили на смерть… Зачем надо было направлять дальний бомбардировщик в Грузию, с которой у нас есть общая граница? Для выполнения задач в Южной Осетии и Грузии вполне хватило бы штурмовой и фронтовой бомбардировочной авиации».

Другой бывший главком ВВС РФ Петр Дейнекин (1991-1998) заявил, что с начала боев российские войска не сумели уничтожить средства ПВО Грузии. И еще одним недостатком генерал считает то, что в ВВС была плохо организована поисково-спасательная служба, в результате чего летчики со сбитых самолетов попадали в плен.

«Новые Известия», рассматривая вопрос об армейских потерях, пишут, что Россия заплатила большую цену за военную операцию в Южной Осетии. Среди погибших и раненых — как миротворцы, так и военнослужащие 58-й армии. Изданию удалось выяснить, что в военных действиях принимали участие солдаты-срочники. «Это могло быть сделано в нарушение закона», — указывает газета.

Ответственный секретарь Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова в беседе с корреспондентом издания выразила возмущение тем фактом, что среди погибших много миротворцев, которые находились в Южной Осетии для защиты населения: «Это не боевые части. Им нечем было отстреливаться. Как правило, миротворцев в упор не расстреливают. Это недопустимая вещь. Ужасно и другое. Ребята почти два дня были там без прикрытия российских военных. Я не понимаю, почему разведка не докладывала о том, что грузины стягивают артиллерию к Цхинвали? Почему помощь миротворцам не пришла раньше?» — спрашивает Валентина Мельникова.

Председатель Фонда «Право Матери» Вероника Марченко рассказала «НИ», на что могут рассчитывать родственники военнослужащих после гибели сыновей: «Семья получит компенсацию, равную сумме 120 окладов денежного содержания в соответствии с воинской должностью погибшего. А также страховку — 25 окладов. Ближайшие родственники смогут по достижению 55 лет уйти на пенсию, получат другие льготы. Выплатят и денежное пособие на погребение. Это все, что положено по закону. Если, конечно, правительство не издаст специальное постановление, как это было после гибели «Курска». Пока прошло слишком мало времени, к нам не обращался никто из родителей погибших. Но не исключено, что кто-то из них посчитает возможным в связи с гибелью сыновей подать иск о возмещении морального вреда. В таком случае придется изучить юридические возможности такого иска».

Кто признает Южную Осетию?

Глава МИД РФ Сергей Лавров изложил позицию Москвы по поводу мирного соглашения с Грузией, подписанного накануне президентами РФ Дмитрием Медведевым и Франции Николя Саркози. Аналогичный документ был подписан позже в Тбилиси и президентом Грузии Михаилом Саакашвили.

«Коммерсант» отмечает, что подписанный грузинским лидером документ отличался от того варианта, который Дмитрий Медведев подписывал накануне в Кремле, — по признанию Никола Саркози, для этого несколько раз пришлось связываться с Москвой. «Внесенные изменения касаются того, что из документа изъяты слова о международном обсуждении будущего политического статуса Абхазии и Южной Осетии, а акцент сделан на международные переговоры с целью обеспечения стабильности и безопасности в этих регионах», — сказал Николя Саркози.

В этой связи глава МИД РФ Сергей Лавров заметил, что вариант соглашения, который обсуждался в Москве, предполагал прямое включение ссылки на обсуждение вопросов статуса Абхазии и Южной Осетии: «В конечном варианте этот пункт напрямую не упоминается. Но фраза об обеспечении прочной безопасности Южной Осетии и Абхазии, конечно, означает, что решать эти вопросы вне контекста статуса невозможно», — отметил дипломат.

Москва намерена добиваться изменения статуса Абхазии и Южной Осетии «с учетом объективно сложившихся реальностей и существующей там административной системы», другими словами, признания их независимости. Более того, из слов министра следует, что Николя Саркози согласился с такой постановкой вопроса.

Еще один серьезный пункт, на котором настаивает Россия, — это исключение из состава миротворцев грузинских войск. «Грузинские миротворцы, которые оказались просто предателями и стали стрелять в своих товарищей, в составе миротворческого контингента никогда не появятся», — отрезал Сергей Лавров. Оставшиеся же российские и осетинские батальоны, по словам министра, будут укреплены, «исходя из имеющегося опыта общения с грузинской стороной».

«Независимая газета» также считает, что Москва готовит почву для определения дальнейшего статуса непризнанных республик — Южной Осетии и Абхазии.

Олег Хлестов, вице-президент Российской ассоциации международного права, в интервью «НГ» заявил, что согласованные в Москве принципы «можно рассматривать как определенный шаг к признанию Южной Осетии в качестве субъекта международного права».

Он напомнил, что Южная Осетия провозгласила свою независимость в 1990 году, когда Грузия выходила из состава СССР. В Южной Осетии был проведен референдум на основании этого закона о том, что она не входит в состав Грузии и не выходит вместе с ней из Советского Союза, а остается вне Грузии и будет стремиться войти в состав России.

Однако Олег Хлестов говорит, что большинство государств сегодня не готовы признать Южную Осетию субъектом международного права, поэтому вопрос признания или непризнания Южной Осетии обсуждать преждевременно и торопиться с этим не надо. Напротив, в данный момент необходимо, чтобы Грузия подписала соглашение о том, что она не применит вооруженную силу против Южной Осетии и Абхазии. «Главная задача — прекратить военные действия», — резюмировал эксперт.

Антироссийский фронт в Крыму

«Виктор Ющенко открывает еще один антироссийский фронт — в Крыму», — обеспокоена «Независимая газета». Завершающийся кавказский конфликт «может перерасти в украинско-российское противостояние».

Правительство Юлии Тимошенко должно было отчитаться перед президентом о подготовке и введении в действие новых условий и правил базирования Черноморского флота РФ в Крыму, но премьер отказалась это сделать. Тогда Виктор Ющенко подписал два соответствующих указа — теперь российские корабли поставлены в жесткие рамки, которые не позволят им в будущем безнаказанно плавать в «неположенных» для них местах, в частности, неподалеку от конфликтных зон.

Формально решения о том, что ЧФ должен информировать украинскую власть обо всех перемещениях, были приняты в 1999 году. Однако сейчас Киев ужесточил правила, введя в одностороннем порядке не уведомительную, а разрешительную систему.

Эксперты полагают, что Киев вспомнил о давнем решении, когда корабли Черноморского флота, не уведомив украинскую власть, отправились в Грузию. «Особое возмущение украинской стороны вызвал тот факт, что в начале недели российский флот заблокировал в порту Поти украинские гражданские суда», — пишет газета.

Командование флота уверяет, что корабли из Севастополя отправились к берегам Грузии с миротворческой миссией. Виктор Ющенко, как и Михаил Саакашвили, не разделяет эту позицию.

«Проблема, однако, в том, что в Украине далеко не все политические силы поддерживают президента, — полагает издание. — Показательно, что все парламентские партии, не говоря об этом вслух, стремятся избежать созыва внеочередной сессии Верховной Рады. Большинство депутатов придерживаются мнения, что Украине не стоит даже косвенно участвовать в конфликте на Кавказе, поскольку это грозит экономическими санкциями и политическими проблемами в отношениях с Россией», — резюмирует газета.

Расплата за «сладкую жизнь» — 11 сломанных ребер

Рино Бариллари — самый известный «охотник» за знаменитостями — привез в Москву свою экспозицию. Она делится на две части: послевоенную эпоху — Брижит Бардо, Сони Романофф и Федерико Феллини, и современную действительность, представленную Деми Мур, Викторией Бекхэм и другими.

«До 10 октября Столешников переулок превратился в фотоальбом с черно-белыми и цветными фотографиями», — сообщает «Независимая газета» и рассказывает историю «Короля Папарацци».

«Пожилой хромающий мужчина с сигаретой во рту», — вот как сегодня выглядит герой материала. Считать ли это произведения искусством? Быть может, и нет. Но это часть жизни, в которой агент Клаудии Шиффер с безумным азартом пытается вылить ведро с водой на Рино; где до смешного естественная и дерзкая Камерон Диас ест огромное мороженое.

Объединяет многочисленые фотографии стиль: «Стиль сладкой жизни на виду у всех».

Для фотографа Рино Бариллари все началось в послевоенную эпоху, когда в Америке снималось около 40 фильмов, а в Италии более 300. Все голливудские и европейские звезды приезжали на родину молодого Бариллари, и он их снимал «с любовью и с душой».

Слава пришла к Бариллари так: «Феллини обнимал, а может, даже и целовал актрису Анук Эме, за чем и был застигнут вездесущим фотографом. Режиссер не набросился с кулаками на Рино, как делали многие другие звезды (страшные цифры опубликованы на официальном сайте фотографа — 162 визита в больницу, 76 разбитых кинокамер и 11 сломанных ребер), но зло обругал Бариллари и обозвал его «папараццо», назойливым комаром. А через некоторое время снял La Dolce Vita и дал одному из главных героев фамилию Папараццо, тому, который был так похож на Рино», — напоминает газета.

Как говорит сам фотограф, он не боится трудностей, хотя законы все более ужесточаются — сегодня нужно спросить разрешение, чтобы снять знаменитость в ее доме или с детьми. Но Бариллари никогда не спрашивает разрешения, чтобы снять кого-то, и никогда не продает свои творения тем, кто на них запечатлен: «Бариллари играет по правилам, но играет в свою собственную игру, он видит перед собой не только сенсацию, не только знаменитого человека в неожиданной позе, а чувства, которые тот испытывает».

Обзор подготовила Ольга Караулова,

Служба мониторинга Би-би-си

четверг, 14 августа 2008 г., 04:13 GMT 08:13 MCK

*