Каждый покупатель автомобиля переплачивает в 1,5-2 раза
Автовладельцев давно возмущает тот факт, что наши иномарки на порядок дороже, чем те же самые автомобили, например, в США. На самом деле, и наши автомобили могли бы стоить гораздо дешевле, если бы автопродавцы не накручивали цены в свою пользу.
По оценке аналитического агентства “Автостат”, розничная цена автомобиля оказывается на 50-80, а то и 100% выше, чем его стоимость до таможни. Так, средняя таможенная стоимость одного автомобиля, ввезенного в прошлом году в Россию, составила $13 483, что выше показателя 2006 года примерно на 10% ($12 285), тогда как среднерыночная цена иномарки сегодня достигает $20 тыс.
По данным “Автостата”, максимальную таможенную стоимость имеют автомобили таких марок, как Maybach – $461,21 тыс., Rolls-Royce – $361,50 тыс., Lamborghini – $210,91 тыс., Ferrari – $210,09 тыс., Bentley – $200,55 тыс., Аston Martin – $158,41 тыс. и Maserati – $115,03 тыс. Самой низкой средней стоимостью одного автомобиля отличился японский производитель компактных городских автомобильчиков Daihatsu – $3247. У BYD этот показатель равен 6,5 тысячам долларов США, а у Chery – более $11 тысяч.
По словам директора агентства “Автостат” Сергея Целикова, розничная стоимость на автомобили отличается от статистической таможенной на 50-80%, а иногда эта разница доходит и до 100%. Это объясняется как прямыми затратами (таможенный сбор 25%, транспортные расходы, наценки дистрибьюторов и дилеров), так и желанием импортеров задекларировать минимальную таможенную стоимость.
Дело в том, что понятие средней таможенной пошлины можно считать весьма условным, так как, во-первых, это микс из автомобилей самых разных ценовых категорий, во-вторых, многие импортеры, особенно это касается “серых” импортеров люксовых марок, стремятся задекларировать низкую стоимость автомобиля (например, указать его минимальную комплектацию), чтобы платить меньшую пошлину. Когда машина попадает на российский рынок, ее ценник без зазрения совести сразу же увеличивают вдвое, в итоге мы имеем дорогущие суперкары стоимостью от 5 до 24 млн рублей, которые, впрочем, все равно раскупаются на год вперед. Таким образом, снижать цены для импортеров смысла нет, напротив, они и дальше будут их только повышать, накручивая ценники.
Например, в 2007 году российскими миллиардерами на приобретение эксклюзивных автомобилей было потрачено более 10 млрд рублей, при этом часть “эксклюзива” завозится в Россию “всерую”. Опираясь на таможенную статистику, аналитики констатируют, что из 243 автомобилей Bentley, пересекших российскую границу в 2007 году, только 236 штук были официальными. Автомобилей марки Maserati – ввезено 75 машин, официально продано – 64 шт. Аналогично ситуация обстоит и с другими люксовыми марками: Ferrari (всего в 2007 году ввезено 65 шт.), Аston Martin (всего 56 шт.), Rolls-Royce (всего 26 шт.) и Lamborghini (всего 23 шт.). Замыкает этот сегмент самый дорогой бренд Maybach: всего в прошлом году границу пересекли 19 таких машин, а их розничная цена колеблется от 17 до 24 млн рублей.
Автопродавцы подтверждают выводы аналитиков и говорят, что по мере доставки автомобиль действительно значительно удорожается. “Таможенная стоимость автомобиля – это инвойсная цена автомобиля плюс доставка до границы РФ, – поясняет Игорь Пономарев, председатель Российской ассоциации автодилеров и совладелец компании Genser. – Чтобы из нее получить стоимость автомобиля, необходимо добавить таможенную пошлину (с учетом адвалорной составляющей около 25%), доставку до дилера, коммерческие расходы представительства на территории РФ и плюс на всю эту сумму НДС – 18%. Итого добавление к инвойсной стоимости в зависимости от марки автомобиля и объема двигателя может варьироваться от 55-78%”. После всех этих надбавок дилеры себе в карман кладут еще по 4-6%, столько составляет их маржа на сегодняшний день.
Вот и получается, что, как ни крути, к нам иномарки поступают фактически “золотыми”. Если говорить об автомобилях массовых брендов, то теоретически и они могли бы стоить гораздо дешевле, если бы автозаводы, производящие их, находились ближе. Ведь основным аргументом автопродавцов в последнее время выступает дороговизна доставки и дефицит логистики. Но, с другой стороны, сейчас в самой России строится (и некоторые уже работают) около десяти автозаводов по производству иномарок, и все равно дешевле эти автомобили не становятся. В данном случае импортеры апеллируют к темпам авторынка и говорят, что снижать цены смысла просто нет.
К счастью, в настоящий момент все массовые автомобили ввозятся через представительства, таким образом, хотя бы гарантируется чистота таможенного оформления и платежей. Ну а больше всех “переплачивать” придется покупателям супердорогих марок. “Что касается эксклюзивных автомобилей, то ввиду их малого количества и отсутствия представительств вполне возможен импорт на частных лиц, что при определенных условиях позволяет снизить таможенные платежи, – констатирует И. Пономарев. – Эта лазейка, я думаю, оставлена специально для того, чтобы таможня могла иметь свой маленький бизнес”.
***