Чокнуться можно. Любовь к водке — наследие далеких предков
Как же скучно жили наши предки несколько веков назад: сходить некуда, выпить нечего, смотреть не на что. А на просьбу испить водочки или водки им наливали обыкновенной воды. И предположить они, горемычные, даже не могли, что в скором будущем появится в нашей стране (точнее, в одном из княжеств) один из символов России, источник радости и печали русского народа — водка, уже в нашем современном понимании этого слова.
Справедливости ради стоит сказать, что наши предки выпить тоже были не дураки. О чем свидетельствует летопись трагедии, произошедшей 2 августа 1377 года. На реке Пьяной перепившееся ополчение князей переславльских, суздальских, ярославских, юрьевских, муромских и нижегородских было практически полностью перебито небольшим войском татарского царевича Арапши. А сам главнокомандующий Иван Дмитриевич Нижегородский утонул вместе со своей пьяной дружиной. При этом в качестве напитков, приведших к столь печальным последствиям, были указаны мед и пиво.
Собственно, до конца XIV века этим небогатым выбором и довольствовались славяне, разве что иногда баловались еще березовицей (алкогольный напиток на основе березового сока) и квасом. А в 1429 году генуэзцы по пути в Литву завернули в Москву и преподнесли Василию II Темному в качестве подарка хлебный спирт, вывезенный из Кафы (нынешняя Феодосия). Считается, что именно с этого времени на Руси и появился совершенно новый алкоголь — прототип нынешней водки. Но не стоит недооценивать и наших предков: на сто лет раньше, и скорее всего случайно, они стали готовить алкогольные напитки не только из природного сырья — меда, сока и винограда, но и из злаковых растений. Причиной тому послужило разделение христианской церкви на православную и католическую и спор о применении только пресного или только дрожжевого, “квасного” хлеба для причастия. Во времена татаро-монгольского нашествия было разрешено в церковных ритуалах заменять вино (исключительно привозной продукт) на пиво. Собственно, после этого священнослужители и бояре подняли вопрос о необходимости производства алкогольных напитков на основе хлебного сырья. Так что однозначно говорить, что о водке, точнее о спирте, мы узнали только благодаря иностранцам, в корне неверно.
В 1533 году Иоанн Грозный впервые открыл в Москве на балчуге (то есть на болоте) “Царев кабак” (“кабак” — слово татарского происхождения, обозначавшее постоялый двор, в котором вдобавок подавались и напитки). Правда, кабак этот предназначался для опричников, но сборы в казну от продажи спиртного превысили все ожидания, что привело к открытию все новых и новых питейных заведений. Был издан специальный указ: “Питухов (от слова пить) от царевых кабаков отнюдь не отгонять. Кружечный сбор сдавать в цареву казну против прошлых с прибылью”. Выражаясь современным языком, призывали всячески расширять сбыт водки. В результате буквально за век пьянство в России достигло такого уровня, что царь Алексей Михайлович был вынужден созвать Земский собор, на котором рассматривался вопрос о кабаках. Было решено ограничить их число, а продавать навынос не более одной чарки — 143,5 грамма. До этого народ покупал водку исключительно ведрами, так как бутылок в стране практически не было, в них привозили из-за границы только вино. Самое интересное, что водку хоть и продавали ведрами, но предварительно все равно взвешивали. Так, одно ведро живительной воды должно было весить 30 фунтов (это примерно 13,6 кг). Если ведро тянуло на большее — значит, алкоголь был разбавлен водой и хозяину заведения грозила суровая кара. В принципе, и сегодня можно подобным способом проверить качество водки. Так, литр чистейшей сорокаградусной должен весить ровно 953 грамма. Но тогда еще современного понятия “водка” не было, официально термин вошел в обращение в конце XIX века в Москве. А до этого ее называли на разный манер: “вареное вино” или “перевар”, “куренное вино”, “оржаное винцо”, “житное вино”, “русское вино”, “хлебное вино”. Еще: “корчма” — водка незаконного производства, грубо говоря — самогон. “Черкасское вино” — украинская водка, низкого качества и плохо очищенная. Вообще, дешевая водка всегда была бедой для России.
После акцизной реформы в XIX веке в стране стало невыгодно производить чистый высококачественный продукт, на его смену пришла дешевая картофельная водка, чаще всего привезенная с Украины (собственные заводы работали на экспорт). В результате впервые в истории России на государственном уровне был поднят вопрос об алкоголизме населения. И в 1881 году по всей стране кабаки закрывают и открывают трактиры или корчмы, в которых помимо водки можно было купить еще и закуску. Вводится государственная монополия на производство алкоголя и созывается специальная комиссия во главе с химиком Дмитрием Менделеевым, которая разрабатывает план по улучшению качества продукции и культуры потребления водки: “распространять знания о применении водки с разными целями и в разных ситуациях, чтобы научить смотреть на водку как на элемент застолья, а не как на средство, вызывающее сильное опьянение и забвение”. Естественно, борьба эта ни к чему не привела.
Во время революции и Гражданской войны торговлю водкой полностью запретили. И только в 1924 году вступило в силу постановление ЦИК СССР о возобновлении производства и торговли спиртными напитками. На том и стоим по сей день.
Кира Белкина
МК-Бульвар
*