В британских кинотеатрах больше не будет попкорна
Все больше кинотеатров запрещают это лакомство, потому что оно слишком низкопробное и от него много мусора.
Мадонна уверяет, что благодаря попкорну она пришла в норму после рождения ребенка, Сэмюэл Джексон полагает, что нельзя доверять тем, кто кладет в него сахар, а Патрисия Аркетт бросалась им в Кристиана Слейтера, чтобы он обратил на нее внимание в фильме «Настоящая любовь» («True Romance»).
Попкорн стал неотъемлемой частью похода в кинотеатр. Публика согласна платить вдвое больше, выкладывая до 4,5 фунтов за воздушную кукурузу. Однако главенство попкорна, похоже, подходит к концу. Все больше кинотеатров запрещают его, и в следующем месяце крупнейшая сеть артхаусного кино начнет показы, свободные от попкорна.
«Попкорн – это спорный вопрос. Многие его терпеть не могут и просят нас запретить его, что мы и собираемся сделать», – заявил Гэбриэл Свортленд, руководитель пресс-службы Picturehouse Cinema, сети кинотеатров, объединяющей 19 экранов под брендом Picturehouse по всей стране. В сентябре кинотеатр Cinema City в Норвиче будет проводить показы фильмов без попкорна в семь часов вечера по вторникам. «Если это будет иметь успех, а я не вижу причин для неудачи, то мы введем эту практику всех кинотеатрах на постоянной основе», – сообщил Свортленд.
У Picturehouse давно сложилась репутация пионера нового подхода к кинотеатрам: такое его новшество, как показы «Мать и дитя», предложенное в 1998 году, вскоре переняли практически по всей стране. «С учетом нашего прошлого опыта кажется вероятным, что наиболее крупные сети воспользуются этой идеей, после того как мы станем первопроходцами, – признал Свортленд. – Люди либо любят, либо терпеть не могут попкорн. С точки зрения бизнеса разумно угождать и той, и другой публике».
Некоторые кинотеатры идут еще дальше и полностью запрещают попкорн. Дэниэл Броч, владелец Everyman в лондонском Хампстеде, недавно приобрел еще 17 кинотеатров, включая Screen on the Hill и the Screen on the Green в Лондоне.
«Я запрещу попкорн во всех новых кинотеатрах, которые я приобрел, – заявил он. – Он оказывает несоразмерное влияние на все вокруг из-за своего невыносимого запаха, сниженной культуры, которую он несет, и проблем, связанных с уборкой помещения. Я не говорю, что лучше без попкорна вообще, – добавил он, – но я говорю, что он никоим образом не вписывается в культурный бренд, который я намереваюсь предлагать».
Николас Кент, художественный директор кинотеатра Tricycle, высказался жестче: «Попкорн – ужасная вещь, и в моем кинотеатре его не будет. Это низкопробный продукт, который поощряет получение низкопробного удовольствия. Его запах вездесущ, от него много мусора, он сильно отвлекает и раздражает людей».
Благодаря тому, что из сравнительно небольшого количества кукурузных зерен получается много продукта, попкорн стал самым прибыльным товаром, продающимся в кинотеатрах. В зависимости от цены он приносит свыше 90 пенсов на 1 фунт проданного товара. К тому же он вызывает у посетителей жажду, а напитки являются еще одним высокоприбыльным товаром.
Фил Клэпп, исполнительный директор Cinema Exhibitors» Association, отметил: «Из-за прибыли, получаемой кинотеатрами от стоимости билетов, они становятся рентабельными и без попкорна». Однако он допустил, что решение об отказе от попкорна надо принимать осторожно. «Кинотеатры, которые хотят отказаться от попкорна, создают модель, отличную от всего, что было раньше в отрасли. За этим, несомненно, революционным решением стоят очень убедительные финансовые причины».
Число зрителей в британских кинотеатрах не меняется последние пять лет и составляет около 170 млн посещений в год. «Эти кинотеатры нового стиля совершенно оправданно ищут способы привлечения новой публики путем изменения впечатления от посещения кинотеатра, – заявил Клэпп. – Если этот пилотный проект возымеет успех, я ожидаю, что наиболее крупные кинотеатры неизбежно заходят ввести подобное правило – не повсеместно, а на отдельных показах».
Джеймс Ханневей, владелец кинотеатра Rex в Беркхемстеде, согласился с этим мнением. Он перестроил Rex в своем первоначальном стиле арт-деко в 2004 году, заменив ряды кресел столиками, к которым официанты приносят тарелки с сыром и блюда с оливками, шоколадом и фруктами по цене от 1,50 до 4 фунтов. Он признал, что мог бы получить больше прибыли, если бы продавал попкорн, но говорит: «Попкорн – это отвратительная вещь. Это полная противоположность тому, каким я хочу видеть Rex, и я первым делом принял решение о его запрете. Это низкопробный продукт, от него много мусора, он дурно пахнет. Мультиплексы вынуждены продавать его, потому что их цель состоит в том, чтобы заработать как можно больше денег. А моя цель в том, чтобы сделать вечер в Rex эффектным, достойным и цивилизованным. Люди изящно одеваются, приходя сюда, это особое зрелище, и попкорн здесь неуместен».
Но другие сети кинотеатров решили пойти на компромисс. Независимая сеть Curzon из пяти кинотеатров отказалась от идеи запрета попкорна после того, как публика потребовала вернуть любимое угощение.
«Зрители трех кинотеатров Curzon – Soho, Mayfair и Chelsea – стали просить попкорн, и мы решили дать его им, – заявил директор по маркетингу Ричард Нэппер. – В двух наших других кинотеатрах – Renoir и Richmond Film House – сохраняется запрет на попкорн».
Между посетителями есть четкая разница, добавил Нэппер. «Посетители кинотеатров без попкорна отличаются серьезностью и развитым вкусом. В кинотеатрах, где нет попкорна, особая атмосфера – спокойней и изысканней».
Амелия Хилл
***