В прошедшие выходные стало известно о введении авиакомпаниями топливного сбора на чартерные и регулярные рейсы по самым популярным туристическим направлениям. Теперь и так недешевый билет обойдется в среднем на 50 евро дороже. Курортники недовольны – они жалуются туроператорам, а те объясняют, что компании ни при чем. Выбор у путешественников небогатый: либо потребовать у перевозчика возврата денег за билет, отказавшись от поездки, либо доплачивать.

Очередное повышение стоимости билетов, начавшееся еще весной, коснулось теперь не только полетов в дальние страны Юго-Восточной Азии и Карибского бассейна. Ценовой удар пришелся в последнее время и по близким россиянам европейским направлениям: билеты на курорты Австрии, Италии, Хорватии и Болгарии подорожали на 30–65 евро.

Так, за перелет на лайнере Austrian Airlines в рамках тура на озера Коринтии туристам придется доплатить по 30 евро с человека. Туроператоры на днях объявили о повышении топливного сбора до 50 евро с человека на рейсы до Генуи, Пизы, Кальяри и Олбии. Доплачивать 65 евро вынуждены те, кто намерен отдохнуть в болгарских Варне или Бургасе. На регулярный рейс «Аэрофлота» в Афины взимается сейчас топливный сбор в 60 евро с человека.

Но больше всего пугает туроператоров стоимость полета в излюбленную нашими гражданами Турцию, уже давно ставшую всероссийской здравницей. Билет на самые популярные места отдыха Средиземного и Мраморного морей стал стоить 500–600 долларов, что вдвое выше, чем в прошлом году. «Трудно представить, что будет с зимними ценами», – сокрушаются представители турфирм. Становящийся все более популярным Таиланд тоже настораживает. Туроператоры заявляют, что нынешняя стоимость полета на этом популярном южноазиатском направлении не изменятся до октября, то есть до высокого туристического сезона. Однако цены на перелет к тайским курортам и так уже трижды поднимались за это лето.

Повышение топливного сбора – это плохой сигнал для отрасли, считает вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Андрей Игнатьев. «Многие туры проданы вперед, и клиенту приходится объяснять, что ему необходимо платить за топливный сбор уже сверх оплаченной суммы», – рассказал «НИ» эксперт. Он еще раз пояснил, что в повышении тарифов виновны не авиакомпании. По его словам, ценовая надбавка идет от продавцов топлива, страдают от этого покупатели туров, им приходится доплачивать за уже приобретенные путевки, но волна жалоб захлестывает туроператоров, которые людям в этой ситуации ничем не могут помочь.

Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин уверен, что свои предпринимательские риски перекладывают на плечи пассажиров все же авиакомпании. Тем не менее средства борьбы с этим у туристов весьма ограниченны. «Авиакомпания может возместить пассажиру убытки только в том случае, если она отказывается от выполнения договора. Но повышение топливного сбора расценивать как отказ, к сожалению, невозможно», – пояснил «НИ» г-н Янин.

По его словам, покупатель тура, отказавшись платить сбор, фактически отказывается от поездки. В этом случае перевозчик обязан вернуть деньги, но только за билет. Если он отказывается, то такие действия рассматриваются как незаконные, и тогда обеим сторонам прямая дорога в суд. Но если турист не хочет лететь по новой цене, он таким образом отказывается не только от билета. Ведь потребитель в этом случае полностью лишает себя всего приобретенного пакета услуг, перелет – это лишь его часть, а есть еще и проживание в отеле, трансферт, питание, а зачастую и экскурсии. Чтобы возместить уплаченные за все это деньги, понадобится еще одно непростое судебное разбирательство, уже с туроператором. По словам Дмитрия Янина, на такое готов пойти лишь 1 человек из 100.

Новые Известия

*