Об этом говорится в президентском указе «Об увековечении памяти», который подписал Дмитрий Медведев. Увековечат ее также Кисловодск и Ростов-на-Дону, где Солженицын жил, а российское правительство учредит персональные стипендии имени Солженицына.

Нобелевского лауреата похоронили на кладбище Донского монастыря. Церемония прошла по государственному протоколу, но с одной поправкой. Вместо гимна Александрова, который над гробом Солженицына представить действительно сложно, оркестр исполнил «Коль славен» Дмитрия Бортнянского.

В начале XIX века эта музыка была официальным, а позже стала духовным гимном России.

Даже в смерти Александр Солженицын стоял особняком: он завещал похоронить себя на Донском кладбище, избрав церковный обряд вместо государственных почестей и обязательного в таких случаях Новодевичьего кладбища.

Отпевание проходило в главном храме Донского монастыря. Внутрь попали члены семьи, известные писатели и государственные деятели, а также простые прихожане, которым разрешили проходить, но не останавливаться у гроба. Сотни людей толпились у входа, чтобы бросить последний взгляд на писателя-пророка.

Прервав отпуск, из поездки по Волге в Москву вернулся президент Дмитрий Медведев. Он положил к гробу Солженицына большой букет роз и около минуты говорил с вдовой писателя, потом пожал руки сыновьям Солженицына.

Архиепископ Орехово-Зуевский прочел послание патриарха Алексия. Для писателя-бунтаря он нашел слова Писания «Блаженны изгнанные за правду». Солженицын восставал против тиранов во времена гораздо менее вегетарианские, чем наши. Теперь особенно очевидно, что никто не может его заменить.

Сергей Юрский, народный артист России: «Это был человек стержневой, один из самых великих людей XX века».

Белла Ахмадуллина, поэтесса: «Он вспомнил и защитил всех убиенных и оскорбленных. И это как-то прибавило нам силы жить. Потому что ведь вот, надеюсь, молодежь этого не помнит, но мы хорошо помним времена такого удушья».

Станислав Говорухин, режиссер: «Он был человек грандиозного, планетарного масштаба и как писатель, и как гражданин».

Отец Иоанн, архимандрит, Синайская православная церковь: «Как сказала его жена, он тихо упокоился. Он хотел умереть летом. В прекрасной святыне под сенью вековых деревьев он почил плотью, а душа его ушла в иной мир».

Гроб вынесли из храма и понесли вдоль могил. Здесь похоронены декабристы, философ Чаадаев, умерший в эмиграции генерал Деникин, белый генерал Каппель. Среди этих незаурядных вольнодумцев и просил похоронить себя Солженицын.

У могилы ждал оркестр и почетный караул (положенный писателю как ветерану войны). Оркестр играл гимн Бортнянского «Коль славен». Под него хоронили царских офицеров, это неофициальный гимн русской эмиграции.

Архиепископ, родные и президент Медведев бросили в могилу горсть земли. Неутомимый борец за идеалы Александр Солженицын похоронен рядом с могилой знаменитого историка Ключевского, который говорил: «У каждого поколения могут быть свои идеалы, у моего — свои, у вашего — другие. Жалко то поколение, у которого нет никаких».

НТВ

*