29 июля в Самаре завершился длившийся четыре месяца судебный процесс против собственного корреспондента «Новой газеты» в Самаре Сергея Курт-Аджиева. Суд обязал журналиста выплатить штраф в размере 15 тысяч рублей за использование контрафактных программ.

Неприятности у Сергея Курт-Аджиева начались в мае прошлого года, когда сотрудники милиции изъяли в возглавляемой им самарской редакции «Новой газеты» компьютеры. Журналиста подозревали в использовании нелицензионных программ фирм Adobe, Microsoft и 1С для создания газеты. После проведенной экспертизы было сделано заключение, согласно которому на изъятых компьютерах «предположительно» установлено контрафактное программное обеспечение. По мнению следователей, ущерб, причиненный компании 1С, составил 84 тысячи рублей, а корпорации Microsoft — 48 тысяч рублей.

В декабре прошлого года прокуратура объявила Сергея Курт-Аджиева в розыск, обвинив в том, что он скрывается от следствия. Однако журналист доказал обратное, но официальных извинений со стороны прокуратуры не последовало. В марте этого года на судебном заседании представитель компании Microsoft и Adobe Сергей Барчугин заявил, что фирма не имеет к господину Курт-Аджиеву никаких претензий. С 1С все было сложнее. Полномочный представитель этой компании Александр Сударев настаивал на том, что журналист использовал ПО 1С незаконно. Рассказывает Сергей Курт-Аджиев.

Сергей Курт-Аджиев: Так получилось, что я был первый. Потом буквально, после того, как у нас первый раз изъяли все компьютеры, через две недели пришли точно также в Нижнем Новгороде изъяли все компьютеры. Сейчас уголовное дело возбудили против омского собкора Георгия Бородянского за якобы избиение какого-то человека. Там, с одной стороны, ситуация – любое центральное федеральное издание сильно, когда у него есть какие-то отделения на местах.

Сергей Хазов: История получила продолжение 26 июня, когда самарский представитель компании 1С Александр Сударев был задержан сотрудниками Федеральной службы безопасности по Самарской области. Против него возбудили уголовное дело. Сударева поймали с поличным при получении взятки. По данным следствия, он вымогал 400 тысяч рублей у работников предприятия «Самарагорпроект» за отказ от претензий по поводу использования контрафактных программ. Позже экспертиза подтвердила, что все программы, установленные на компьютерах «Новой газеты в Самаре» и «Самарагорпроекта» имели лицензии.

Сергей Курт-Аджиев: Microsoft всегда говорил, что не имеет ко мне никаких претензий и в процессе не участвует. 1С сказал, что он согласен на мировую, если я извинюсь. Я ответил, что извиняться ни перед кем я не собираюсь. Именно этот товарищ должен извиняться. Потому что он, с одной стороны, написал заявление, на основании которого возбудили против меня уголовное дело, с другой стороны, он подставил компанию 1С. В начале суда он говорил, что никакой «Новой газеты» у них не зарегистрировано и никогда не было. А когда я представил документы и дискеты, он вдруг сказал – да, мы потом поискали и нашли, да у нас была «Новая газета», но вы знаете, у вас стоят не те программы. Товарищ пытается как-то то ли сохранить честь мундира… Но я не думаю, что там честь мундира. Товарищ Сударев пытается сохранить свое место.

Подробнее: в публикации Радио Свобода

*