Протесты против МОК по всему миру
(Тагесшпигель) Вместо ликования президента МОК Ж.Рогге в Пекине ждали критические вопросы журналистов. За день до этого стало известно, что пекинские организаторы отслеживают доступ в интернет журналистов и участников Олимпиады, причем с согласия МОК.
На МОК оказывается давление — по всей видимости, его раздирают противоречия
Свое прибытие в город проведения Олимпиады Жок Рогге, скорее всего, представлял себе по-другому. Вместо ликования президента МОК в аэропорту Пекина ждали критические вопросы журналистов. За день до этого стало известно, что пекинские организаторы отслеживают доступ в интернет журналистов и участников Олимпиады, причем с согласия МОК. Рогге уклонился от прямого ответа на вопрос журналистов: никаких комментариев.
За него объяснения был вынужден давать председатель комиссии по прессе международного Олимпийского комитета Ричард Кивэн Госпер, что последнего немало удивило. «Это определенно не то, что мы гарантировали международным СМИ и это противоречит нормальным условиям, необходимым для объективного освещения событий», – заявил он. Рогге по крайней мере должен быть «информирован».
Правозащитные организации, союзы журналистов и спортсменов со всего мира подвергли строгой критике молчаливое согласие МОК на политику Пекина по контролю над доступом в Интернет. Союз иностранных журналистов в Китае обвинил правительство в том, что оно нарушает обещание не препятствовать свободному освещению событий. «Контроль не соответствует той атмосфере, которую обещали устроители и является прямой противоположностью того, в чем уверял МОК: что пресса сможет работать как и на всех предыдущих Играх».
Правозащитная организация Amnesty International (AI) обвинила МОК в том, что он скрывается за «тихой дипломатией» Рогге. «В какой-то период стало очевидным, как для китайцев важно, чтобы Игры удались. Именно в этот период МОК и мог бы оказать на них давление», – заявила эксперт AI Верена Харп, но МОК не воспользовался это возможностью.
Генеральный директор Немецкого олимпийского спортивного союза Михаэль Веспер призвал Рогге поговорить с пекинскими организаторами «без купюр»: «Конечно, в понятие свободы слова входит и возможность свободного поиска информации». Сюда относится и доступ в интернет.
Бывший чешский президент Вацлав Гавел, вице-президент Европарламента Эдвард Макмиллан-Скотт, критик китайского режима Вэй Цзиншен и лауреат Нобелевской премии Дэсмонд Туту высказались в открытом письме, адресованном МОК, за свободу мнений спортсменов во время Олипиады: в любое время они должны иметь возможность высказаться относительно ситуации с правами человека.
Официальный представитель оргкомитета Игр Сунь Вэйдэ попытался оправдать политику цензуры: «Блокированы только некоторые интернет-страницы и в основном потому, что они нарушают китайские законы». Замечание журналистов о том, что закрыты и сайты иностранных СМИ, осталось без внимания. Заблокирован доступ к сайтам таких изданий, как выходящая в Гонконге Apple Daily, а также китайской службы ВВС. Для 25 тыс. журналистов, которые будут освещать Игры, цензура означает, что во время их проведения они смогут писать на политические и общественные темы в ограниченном объеме. «Организаторам, похоже, хочется, чтобы мы вещали как государственная пропаганда», – удивляет испанский журналист. В государственной газете China Daily в четверг можно было прочесть хвалебную оду «открытости СМИ на Олимпиаде».
***