Впервые в истории исследования Красной планеты ученые убедились в том, что на Марсе есть вода, которая, как известно, источник жизни. Сенсационное открытие сделал зонд «Феникс», и ему теперь предстоит продолжить изучение марсианской органики.

«Феникс» попробовал марсианскую воду. Это была попытка, сделанная почти наугад. Ранее аппарат дважды пытался зачерпнуть ковшом манипулятора грунт с отчетливо видневшимися на снимках кристаллами, похожими на лед. Но порода моментально примерзала к ковшу, едва оказавшись на поверхности неглубокой траншеи.

В третий раз ученые просто решили копнуть однородный на вид грунт. Его удалось засыпать в одну из восьми печей миниатюрной лаборатории. Когда включили нагревательное оборудование, выяснилось, что в материале была микроскопическая драгоценность — ледяная крупица.

Грунт подогрели до нулевой температуры, и датчики зафиксировали испарение молекул H2O. До сих пор прямых доказательств существования воды на Марсе не было, эксперты довольствовались только косвенными свидетельствами.

«Феникс» специалисты НАСА (NASA) посадили в районе северного марсианского полюса, ранее на эту область указал зонд «Одиссей», занимавшийся анализом состава атмосферы Красной планеты.

Уильям Бойнтон, руководитель миссии зонда «Феникс»: «Конечно, мы знали, что на Марсе есть лед. Его обнаружили при помощи спектрометра 6 лет назад. Но сегодня мы прикоснулись к марсианской воде, можно сказать, попробовали ее на вкус, чему я очень и очень рад».

Теперь специалистам предстоит определить, есть ли в марсианской воде соединения углерода. Этот элемент, как известно, также необходим для зарождения жизни. Эксперименты по поиску марсианской органики планируется начать в ближайшие дни.

Миссию «Феникса» решено продлить на пять недель, то есть до конца сентября. За это время зонд выкопает еще две траншеи для забора грунта. Это будет стоить НАСА пару лишних миллионов долларов. Но траты оправданы, ведь исследователи получили шанс узнать, была ли эта область Марса когда-либо пригодной для жизни.

Питер Смит, член управления миссией зонда «Феникс»: «В пригодной для живых существ среде должна быть не только вода, но и целый набор химических элементов».

Помимо химического пазла, «Феникс» складывает и фотографическую мозаику. Зонд завершает работу над подробным панорамным изображением марсианского ландшафта. 400 снимков будут сшиты в единый марсианский пейзаж.

НТВ