Общепринятая версия гибели Александра Пушкина не соответствует действительности, великий русский поэт погиб не от пули Дантеса, а от выстрела сзади, сделанного хладнокровным убийцей. Такой взгляд на трагическое для русской культуры событие выдвигает харьковский историк Александр Зинухов, около двадцати лет изучающий историю жизни поэта.

Собственное видение событий 1837 года он излагает в своей новой книге «Кто убил Александра Пушкина?», презентация которой состоялась на проходящем в Харькове фестивале «Мир книги-2004».

По словам Александра Зинухова, к такому выводу он пришел, тщательно проанализировав опубликованные архивные документы. По его мнению, документальные свидетельства изобилуют множеством «довольно странных» деталей, анализом которых и занялся исследователь.

Прежде всего, он обращает внимание на то, что дуэль Пушкина с Дантесом произошла в начале шестого вечера 27 января. Таким образом, констатирует историк, поединок проходил в темное время суток, когда дуэлянты могли различить разве что силуэты друг друга.

Странным Зинухов считает также и выбранное для поединка место — вблизи от комендантской дачи. При этом исследователь обращает внимание на то, что сам Пушкин не принимал участия в выборе места и времени дуэли, поскольку пребывал в это время в депрессии и согласился на условия, предложенные Дантесом.

Выстрел, сразивший поэта, был произведен, по-видимому, с крыши одной из хозяйственных пристроек комендантской дачи, утверждает Зинухов, о чем, по его мнению, свидетельствуют сразу несколько обстоятельств.

По его словам, сторож, дежуривший на даче, слышал выстрел в непосредственной близости от себя. Кроме того, Пушкин после ранения упал не назад, а вперед, на шинель, служившую барьером. Такое могло произойти только в том случае, если удар пули пришелся сзади, уверен исследователь.

Далее, отмечает он, Владимир Даль, делавший вскрытие тела, определил направление движения пули, и согласно описанию, она прошла сзади сверху вниз, скользнув по берцовой кости и застряв в крестце. Расчеты, сделанные Зинуховым, говорят, что выстрел был произведен с расстояния не менее 50 метров.

Странным историк считает и тот факт, что барон Геккерн, «буквально пылинки сдувавший с Дантеса», был рядом, однако не привез с собой врача. Все это, по мнению историка, свидетельствует о том, что исход дуэли был известен заранее.

Однако на этом, утверждает он, «странности» не заканчиваются. Исследователь обращает внимание на то, что Даль не изъял пулю из тела поэта, сославшись на то, что некие «обстоятельства» не позволили ему этого сделать. «Думаю, что Даль догадался, с чем имеет дело», — говорит Зинухов, добавляя, что «обстоятельствами» могло быть наличие жандармов в доме Пушкина, количество которых в тот день значительно превышало число друзей и врачей.

«Это настоящее заказное убийство, может быть, одно из самых первых в России, и во всяком случае, самое громкое. Подготовить такую операцию с участием третьего человека, который выстрелил сзади и сверху в Пушкина, без помощи жандармерии было невозможно», — говорит историк.

Исследователь считает, что причиной устранения поэта послужил целый ряд обстоятельств. Согласно его выводам, у жены поэта Натальи на самом деле был роман не с Дантесом, а с императором Николаем, чему в книге посвящена отдельная глава «Медовый месяц императора». Таким образом, считает историк, последняя дочь Пушкина на самом деле являлась ребенком Николая, и именно этим объясняется внимание императора, оказанное Наталье после гибели Пушкина.

Дантес, который являлся агентом третьего отделения жандармерии и имел нетрадиционную сексуальную ориентацию, выполнял самые щекотливые поручения начальства, отмечает Зинухов. В этой истории он появился на авансцене для того, чтобы отвлечь внимание поэта от настоящего любовного романа жены, считает автор книги.

Однако поэт слишком приблизился к разоблачению Дантеса, о чем намекал в некоторых своих письмах. Результатом разоблачения мог стать грандиозный скандал, поскольку оно влекло за собой и разоблачение источников ценной информации, поступавшей к начальнику тайной полиции Бенкендорфу от Дантеса, убежден исследователь. Среди таких источников А.Зинухов называет и голландского посланника Геккерна, с которым у Дантеса, как он считает, была любовная связь.

«Поэт слишком многим мешал», — заключает писатель, добавляя, что именно поэтому в конце концов была спровоцирована ссора между Дантесом и Пушкиным, завершившаяся вызовом на дуэль.

Зинухов выступает за необходимость «провести настоящее расследование обстоятельств гибели поэта, которое должны возглавить профессиональные следователи и криминалисты. По его мнению, проведение такого расследования вполне реально, поскольку можно сделать экспертизу сохранившегося дуэльного пистолета, который находится во Франции, баллистическую экспертизу, осуществить вскрытие могилы поэта и убедиться, соответствует ли калибр пули калибру дуэльного оружия.

В целом, считает он, «в биографии Пушкина есть масса белых пятен, неизвестного, много такого, что устраивало какие-то идеологические точки зрения, но не устраивало историческую правду». Чтобы восстановить историческую правду, он считает необходимым провести расследование, которое бы расставило все точки над «i».

По материалу агентства УНИАН

24.04 15:57 | MIGnews.com

MIGnews.com

*