Михаил Пуговкин умер 25 июля на 86-м году жизни. В кино он сыграл 100 ролей. Правда, далеко не все они остались в памяти, многие фильмы были проходными, скоро забылись, но в золотом списке советской классики у Пуговкина есть свое почетное место.

Судьба Пуговкина может служить классическим примером нового советского человека, рожденного «чтобы сказку сделать былью». Почему на самом деле семья Пугонькиных (такова настоящая фамилия артиста) уехала в 1936 году из своей родной деревни в Ярославской области, точно не известно (вроде бы заболела мама, и ее надо было везти на операцию в Москву, но куда более вероятной кажется версия, что детей везли в город спасать от голода). Жили у тетки, спали вповалку, мальчик Миша, подделав возраст, устроился на завод. Но вот тут и началось обещанное коммунистами чудо социального взлета.

В самодеятельном театре Мишу приметил режиссер-профессионал и пригласил в свою труппу, в вспомогательный состав. А потом его позвали в кино, в картину «Дело Артамоновых», где Пуговкину досталась крошечная роль купца Степаши Барского, который пытается переплясать главного героя на свадьбе. Съемка этого эпизода закончилась 22 июня 1941 года, в первый день войны, а еще через два дня юный актер пошел добровольцем на фронт. Уже повоевав, с ранением, появился Михаил Пуговкин в Школе-студии МХТ. Несмотря на то что образования у него было три класса, лихого и обаятельного простака взяли на первый курс. Правда, тут же и отчислили, сдать экзамены по марксизму и французскому языку ему все же не удалось.

Восстановился студиец Пуговкин в театральном институте в 1945-м, при помощи генерала Раевского, начальника второго Горьковского танкового училища. Там Пуговкин проходил военную службу и заодно возглавлял самодеятельность. Генерал любил искусство и помог одаренному юноше. Но школу-судию Пуговкин так и не окончил, и диплом ему вручили к 80-летию, по совокупности заслуг, так сказать.

В 1948 году Пуговкин поехал работать в Мурманск, в театр Северного флота (есть такие военные театры и до сих пор). Потом был Русский театр в новой советской республике Литве, в Вильнюсе, а затем снова в Москву, в Театр Ленинского комсомола, к Берсеньеву.

Театральная судьба Пуговкина, будем честны, не задалась, роли он получал маленькие, в не слишком выдающихся спектаклях. Зато в кино, хотя и в небольших ролях, Пуговкин имел успех. Тем более что фильмов тогда снималось мало, и даже совсем маленькие эпизоды, особенно так колоритно сыгранные, непременно запоминались. На улицах узнавать его стали после «Солдата Ивана Бровкина», первая часть которого снята в 1955 году, и это был 16-й фильм Пуговкина. Амплуа у Пуговкина сложилось довольно определенное — он играл простецких жуликов, мелких пройдох, мужичков себе на уме, обаятельных и недалеких, воплощая собой в те времена борьбы хорошего с лучшим незначительные житейские недостатки, еще не изжитые победившим народом.

Сам Пуговкин лучшими своими ролями считал сыгранные в фильмах у Гайдая.

Подробнее: Время новостей

***