По некоторым направлениям — вдвое. На днях Федеральная антимонопольная служба (ФАС) учинила проверку одного из крупнейших туроператоров, а также направила запрос в Росавиацию, чтобы выяснить, по какой причине растут цены на туры.

Пока антимонопольщики проводят свое расследование, «Известия» решили провести свое и выяснить, из чего складывается стоимость путевки.

Жить все дороже

Из чего складывается цена путевки? Две основные составляющие — стоимость проживания и перелет. В нее еще входят, конечно, визы и трансфер, но суммы, в которых выражается их стоимость, не так уж и велики. Особенно если учесть, что по ряду популярных направлений — к примеру, в Турцию и Египет — виза просто не нужна.

Что касается отелей, то, как говорят участники туррынка, они дорожают планомерно и без особых скачков. Хотельеры поднимают цены на отели примерно на 10-15% в год. Причем цены предстоящего сезона туроператоры узнают еще в ноябре-декабре. Не секрет, что для туроператоров, бронирующих номера в отелях на сезон вперед, цены на отели выгодно отличаются от «розничных», которые предлагаются «со стойки». Разница может составлять аж 200%! Впрочем, у каждой турфирмы отношения с хотельерами свои.

— Многие крупные туроператоры заранее выкупают блоки мест и даже берут под это кредиты, — рассказывает пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. — Безусловно, таким номера в отелях предлагаются по минимальным ценам. Некоторые операторы платят траншами, а некоторые рассчитываются лишь постфактум. Им номера обходятся дороже. Но в любом случае эти цены не сопоставимы с теми, которые предлагаются индивидуальным туристам.

Иначе говоря, отели, конечно, дорожают, но неожиданных взлетов цен здесь ждать не приходится: новые цены известны за полгода до начала сезона.

Виноват ли керосин?

Что касается чартерных перевозок, взаимоотношения с перевозчиками у туроператоров сложные. Обычно турфирма заключает с авиакомпанией соглашение на сезон, в котором оговариваются количество рейсов по определенным направлениям и график оплаты. Заранее вносится депозит, который сохраняется до конца действия соглашения и идет в счет оплаты последних рейсов. В течение всего периода туроператоры платят за чартеры с определенной периодичностью: раз в три дня или раз в три недели — исходя из договоренностей.

Здесь стоит отметить, что фиксированных выплат у турфирм нет, — практически всегда в соглашениях оговаривается возможность изменения цены билета. И вот тут-то можно найти интересные цифры. Так, один крупный туроператор рассказал «Известиям», что с начала сезона стоимость чартерных рейсов из Москвы в Египет выросла на 20%. Тунис дорожал постепенно, но радикально: за май-июнь стоимость билета на чартерный рейс повышалась аж четыре раза: два раза — на 5%, затем — на 4,5%, а потом — на 12%.

Безусловно, можно всю вину свалить на стремительно дорожающий авиакеросин. Да, но ведь это не объясняет, почему на разные направления стоимость чартерных перевозок дорожает настолько по-разному. Туроператоры считают, что перевозчики пользуются своим положением, особенно в высокий сезон, когда все рейсы на лето уже проданы. «Ведь какую бы цену они ни назначили — придется лететь, — говорит представитель одной турфирмы. — Не хочешь — не лети, но мы себе такого позволить не можем, поскольку связаны обязательствами перед клиентами».

Возможно, они и правы, ведь авиаторы наперебой сетуют на низкую рентабельность своего бизнеса, когда рост прибыли в 2-3% — предел мечтаний. Почему бы не заработать на партнерах по бизнесу?

Бедные туроператоры

А что же сами туроператоры, которые тоже не хотят работать себе в убыток? У них возможностей назначить цену путевки «с потолка» меньше — конкуренция. Разброс цен на путевки для конечного потребителя, безусловно, огромный и может составлять 200-300 евро, но мало кому удается получать прибыль выше 15%.

— Туроператор не заинтересован повышать цены для своих клиентов исключительно для собственной прибыли, так как вокруг много альтернативных предложений, — уверяют участники туррынка.

В ФАС, впрочем, этим уверениям не очень доверяют. Там в настоящий момент проверяют все звенья цепочки от туроператора до авиаперевозчика, пытаясь определить «слабое звено». По словам начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофея Нижегородцева, проверка продлится около месяца, и, возможно, будут проведены выездные мероприятия в регионах. Когда будут определены конкретные причины высокой стоимости турпакетов, можно будет принимать конкретные меры.

Известия

***