25 июля на ГАЗе торжественно запустят конвейер с новой «Волгой». Назвали ее на иностранный лад — Volga Siber. Очередная гордость российского автопрома в действительности, конечно, не совсем новая. Это снятый с производства Chrysler Sebring. Но все равно машина станет для ГАЗа первым кардинальным обновлением модельного ряда аж с 1968 года. Да что там ГАЗ — во всей России с 1970-х годов еще не было случая, чтобы мы купили за границей целый автозавод. Осталось лишь решить — стоит нам гордиться или, наоборот, переживать за судьбу своего исчезающего автопрома?

Небывалое дело — целый автомобильный завод со всеми потрохами демонтировали в Америке и перевезли в Россию. Право выпускать Chrysler Sebring предыдущего поколения под собственной маркой вместе с самим заводом «Группа ГАЗ» приобрела весной 2006 года. Первые покупатели будущих машин уже появились: глава Сбербанка Герман Греф пообещал пересадить на них своих сотрудников. Идеи подобных «пересадок» не новы, и обычно они ничем хорошим не заканчивались. Не из-за недостатка патриотизма, а по причине не лучшего качества отечественных «Волг». Впрочем, в истории России это повторялось уже много раз: не получается у самих — купим за границей. Тогда даже изнеженных наших чиновников или сотрудников госкомпаний можно будет пересаживать

Русский кибер

Известна прямая связь: чем больше страна выпускает автомобилей, тем сильнее ее экономика. Россияне уже несколько лет стремительно раскупают автомобили, но премьер-министр Владимир Путин уже сформулировал для автопрома новую задачу.

— Одна из главных задач — чтобы 80% проданных в России автомобилей собирались в нашей стране! — сказал он.

Что ж, все к тому и идет. Автозаводы один за другим открываются по всей России. Но вот ведь нюанс — имена у них и собственники сплошь иностранные. Вот и гадай тут — то ли это отечественный автопром, то ли иностранный? Есть в этом некая доля абсурда. Помните недавнюю шутку: только в России патриоты могли назвать автомобиль UAZ Patriot? Именно так, латиницей…

Вы удивитесь, но в этой шутке все — правда. Когда на ГАЗе начали искать имя для своей новой модели, ее сначала собирались назвать по-русски: «Волга». Но потом решили изучить наши с вами потребительские предпочтения. И вот сюрприз — после всех исследований выяснилось, что машина с русским именем почти никому «душу не греет». Подавай отечественному потребителю мудреное заморское название, лучше по-английски. Вот и весь наш patriotizm…

Есть, впрочем, у «Волги» Siber свои лингвистические слабые места. Помните, какой конфуз однажды вышел с «Жигулями»? Когда в 1970-х годах советское руководство решило завоевать европейский рынок, их там почему-то плохо покупали. Оказалось, что в названии автомобиля европейскому уху слышится слово «жиголо». Пришлось срочно переименовывать в «Ладу». Так вот, слово «сайбер» тоже не без подвоха. Значений у него, как минимум, три. Во-первых, оно напомнит американцам и европейцам о Сибири («сайбериа» по-английски). Вторая ассоциация — самая лестная — напоминает «Волгу кибер». Просто фантастика! Но ложку дегтя добавляет третий вариант. «Сайбер», именно в выбранном ГАЗом написании, на молодежном жаргоне звучит как сокращение от «кибер-секс» (любовь через интернет). Хотя даже весело — сел в свою кибер-«Волгу» и по дороге в Сибирь думаешь о своей киберподруге. Действительно, очень емкое название.

Подробне читайте в материале Известия

***