Самаре покажут «Образы Италии»
25 июля в Самаре открывается выставка «Образы Италии в гравюрах Пиранези и итальянских мастеров XVI-XIX вв.».
На выставке «Образы Италии в гравюрах Пиранези и итальянских мастеров XVI-XIX вв.» представлено 73 гравюры из собрания СОХМ, выполненных итальянскими граверами XVI — XIX столетий. В фонде музея хранится крупнейшая коллекция итальянской графики, насчитывающая более тысячи экспонатов.
Собрание итальянской гравюры в Самарском художественном музее сложилось к середине двадцатого века. Ранние работы датируются XVI веком, когда гравюра переживала свой расцвет; среди них работа неизвестного гравера «Иоанн Креститель». Представлены и работы ведущих мастеров резцовой гравюры – «Правосудие» Маркантонио Раймонди, «Оскорбление Лукреции» Энеа Вико.
В конце XVI века ведущая роль в гравюре на меди принадлежит основателям Болонской школы братьям Карраччи. Агостино Карраччи стал настоящим реформатором итальянской гравюры на меди. Небольшой лист «Сатир, бьющий нимфу» из серии «Сладострастие» — жемчужина собрания.
Ярким представителем барокко был Стефано делла Белла. В Самарском музее имеются семь гравюр этого виртуозного мастера, в том числе фантастические орнаментальные композиции.
Из итальянских мастеров XVII века в музее представлен Пьетро Санто Бартоли. Его современник Джованни Батиста Фальда в своих разнообразных сериях запечатлел выдающиеся архитектурные достопримечательности, такие как «Главный алтарь в церкви Св. Петра» и «Фасад храма Св. Петра».
Гордость собрания итальянской гравюры XVIII века в музее – произведения Джованни Батиста Пиранези. Этот мастер с гениальной смелостью сумел приспособить выработанный на его родине стиль резцовой гравюры и офорта к грандиозному образу Рима. «Виды Рима» — одна из самых известных серий гравюр мастера, была создана в 1748-1778 годах. Пиранези не стремился к точному воспроизведению архитектурных памятников: он менял масштаб, изменял декор, заново воссоздавал недостающие, разрушенные части постройки. Можно считать Пиранези таким же создателем Рима, как все его многочисленные знаменитые архитекторы. Он создавал не памятники, а образ города, его миф, манеру видеть, которую воспринимали последующие поколения.
Среди мастеров XVIII века в коллекции представлены Антонио Визентини, Франческо Бартолоцци. Но большая часть собрания итальянских гравюр относится к XIX веку, когда этот вид искусства носил по преимуществу репродукционный характер.
*