Жители села Александровка Новомалыклинского района Ульяновской области бьют тревогу. Они жалуются на жуткое качество воды в местном водопроводе. Дело в том, что на прошлой неделе экологи обнаружили в этом населенном пункте огромную свалку пестицидов, которую чиновники просто засыпали землей. В итоге, по наблюдениям экологов, ядовитые примеси беспрепятственно попадают в водопроводную воду. По рассказам сельчан, в последнее время в их местности сильно выросла смертность от онкологических заболеваний. На месте бедствия побывал собкор «НИ».

Жительница Александровки Людмила Шурпатова о сельской беде предпочитает не распространяться. «Лучше один раз увидеть», – говорит «НИ» женщина и подносит к лицу стакан воды. В нос сразу ударяет неприятный запах – отвратительный настолько, что пробовать эту воду нет никакого желания. «А мы ее пьем – супы готовим, чай завариваем, детишек в ней купаем, – продолжает женщина. – Убиваем себя». Поначалу никто не мог понять, что же произошло с водопроводной водой, почему ее стало невозможно пить. Сельчане бросились писать письма местным чиновникам, но идти на выручку жителям небольшого села в Новомалыклинском районе Ульяновской области никто не спешил. «Мы уж и привыкли к этой воде, – объясняет репортеру «НИ» словоохотливый мужичок Николай, тщетно пытающийся довести до блеска свои изрядно потрепанные «Жигули». – Положишь просто больше сахара в чай, и уже не так противно».

Так александровцы уже и сроднились было с мыслью о том, что губит людей вода, как вдруг кто-то вспомнил о складах производственного объединения «Сельхозхимия», оставшихся в селе еще с советских времен. Именно на этих складах, как выяснилось, нужно было искать разгадку тайны плохой воды. Беда в том, что помещения эти со временем разрушались, превратившись в конечном итоге в большую свалку. В конце минувшей недели экологи обнаружили на ней огромное количество ядохимикатов, которые в свое время использовались для борьбы с вредителями и сорняками. «Сегодня наши чиновники не с сорняками борются, а с нами, – говорит житель села Николай, ловким движением выжимая из тряпки капли оранжевой воды. – Мы же для них обуза».

Ульяновский эколог Александр Брагин уже несколько дней не покидает Александровку. «Вода, поступающая к жителям в дома, и вправду имеет специфический привкус и запах, – пояснил он «НИ» – Самым вероятным очагом заражения является свалка пестицидов. Ведь в считанных метрах от этой помойки находится водонапорная башня. Скорее всего, эта отрава без особых проблем проникает в грунтовые воды». Наш собеседник указывает корреспонденту «НИ» на деревья, которые растут рядом с опасной для жизни свалкой. Прекрасно видно, что листва на них заметно деформирована.

Справедливости ради скажем, что власти Александровки нельзя упрекнуть в бездействии. Правда, вот на жалобы земляков они отреагировали с присущей русскому менталитету изобретательностью. Чиновники просто-напросто пригнали три «КамАЗа» с землей и засыпали свалку. «На самом деле после этого проблем только прибавилось, ведь теперь, чтобы устранить последствия экологической катастрофы, придется еще и в земле порыться», – констатирует эколог Александр Брагин.

Спасти положение может только утилизация ядохимикатов. Региональные власти несколько лет назад разработали проект захоронения токсичных отходов, но необходимых для этого полигонов в Ульяновской области нет, зато разрушенных складов с пестицидами в регионе наберется не меньше сотни. Сегодня у специалистов уже есть основания говорить, что в Александровке захоронен ядохимикат гранозан, который применялся как бактерицид для предпосевной обработки семян зерновых, бобовых и других культур. Известно, что его пары вдвое токсичнее паров ртути. Достаточно сказать, что если нанести химикат на кожу, то на ней появятся язвы. «Нас просто похоронить здесь решили», – говорят «НИ» жители Александровки и демонстрируют найденный на свалке фрагмент упаковки, в которой хранились пестициды. На нем изображен человек в противогазе – явное свидетельство того, насколько опасны эти соединения. Жители Александровки констатируют, что в селе в последнее время сильно выросло число людей, умерших от онкологических заболеваний. В правительстве Ульяновской области «НИ» пояснили, что найти конкретных виновников экологического бедствия сейчас сложно.

Новые известия

***