Шведские ученые решили загадку, которая издревле интригует людей: как родившиеся разноцветными жеребята превращаются в сказочно красивых белоснежных скакунов. Мало того, эта тайна, возможно, поможет врачам лечить коварную меланому — рак кожи.

Белая лошадь — это не только сорт виски, но и сказочный персонаж. На них в девичьих мечтах скачут прекрасные принцы, на них торжественно выезжали цари и полководцы, на них венчаются особы королевских кровей… Белые и светло-серые липицанеры до сих пор считаются государственным достоянием Австрии, с которой за них бодается маленькая Словения, потому что село Липица, откуда родом эти дивные лошади, возившие исключительно императоров и умеющие танцевать, находится на ее территории.

А на самом деле белых лошадей не бывает или почти не бывает. За исключением редких альбиносов (у них, как правило, светло-розовая кожа и красные глаза), все белые — это поседевшие карие, соловые и серые. Под светлой шерстью у них остается пигментированная кожа — как доказательство того, что от рождения они вовсе не белые. Процесс поседения у них такой же, как у людей, только идет очень быстро — «цветные» жеребята становятся белыми или светло-серыми к 8-9 месяцам. А виновата, как всегда, генетика. Точнее, один ген (его так и называют Grey, то есть Серый или Седой), унаследованный тысячи лет назад лошадьми и людьми от одного общего предка.

Из курса школьной биологии мы помним, что все гены, кроме половых, человек получает от родителей в двух вариантах — ученые говорят, аллелях. Они могут быть либо сильными (доминантными), либо — слабыми (рецессивными). Если жеребенок унаследовал два сильных аллеля, он останется серым. Если оба слабые — он может быть любой масти. А вот если один из аллелей сильный, а другой слабый, лошадь часто рано седеет.

Ученые из шведского Университета Уппсала разгадали загадку доминантного гена поседения — оказалось, что в нем удвоен один из участков ДНК. Но у 75% таких лошадей к старости нередко возникают и доброкачественные опухоли кожи, часть из которых со временем превращается в злокачественные — меланому. А поскольку статистика этого заболевания в северных странах катастрофически быстро растет, этот момент особенно заинтересовал ученых.

Исследователи предположили, что мутация гена поседения каким-то образом связана с деятельностью клеток-меланоцитов, которые отвечают за выработку пигмента меланина — это он придает нашей коже смуглость, а волосам — цвет. Возможно, мутация гена снижает число меланоцитов, отвечающих за «раскраску» волос, но взамен провоцирует их бурный рост в коже — так и возникают опухоли.

Это предположение еще нуждается в экспериментальной проверке. Но если правота ученых подтвердится, возможным станет создание новых лекарств, которые будут прицельно воздействовать на мутантный ген. Конечно, лошадям это не потребуется, мы по-прежнему будем восхищаться сказочными белоснежными скакунами. А вот людям открытие тайны белой лошади будет очень кстати.

Подробнее читайте в материале газеты Известия

***