— Была любимая газета — «Струковский Сад». Полемичная, старались… Острая — отклики шли. Красивая — каждая обложка была оригинальной акварелью Самары. Радовались: господи, хоть в журналистике пробилась интеллигентность и культура.

Самара — город без особых традиций. Купеческий город, «Второй Чикаго». Классиками, мастерами литературы, живописи, музыки как-то не славна. Как ни пыжься, но ведь и Алексей Толстой уехал мальчишкой, а Лев Толстой, правда, здесь имения имел, но не писал у нас. Горький фельетончики писал. Но это ж не литтрадиции, не вехи культуры. И Г.Михайловский, и Дмитриев, Неверов, Ширяевец — тоже имена, но ведь совсем не громкие. Большую славу литературной Самаре они не дали. Мы не Пенза, мы даже не Ульяновск.

У нас в местной прессе принята восторженная тональность в словоговорении о Самаре как о городе черт знает как давних культурных традиций! Вранье! Исконно-посконный купеческий наш город и раньше не шел в сравнение с дворянским Симбирском или университетским Саратовом. А с литературной Пензой — тем более. Головкин и Шихобалов — приятные исключения. Проваторов или самарский драмтеатр советских времен — тоже. По тому, как многие годы прозябали у нас порой действительно уникальные творческие коллективы, можно судить об уровне культурных дефиниций наших властей. Поэтому вполне естественной будет затруднительность отцов губернии, спроси их, а что за литературные силы произрастают на самарских нивах? Впрочем, и от­ветить можно с усмешкой: мол, а откуда они у нас?

А ведь культура — это огород, который сам не вырастает. Его надо бы и сеять, и питать, и поливать, и окучивать. Сорняк — он сам вырастет.

Когда создавался «Струковский Сад», а потом и «Свежая Газета», мы о том самом как раз и говорили. И с каким ну просто неприличным для возраста энтузиазмом! Мы — это известные, но, увы, не самые молодые журналисты. Что, конечно, если не принимать во внимание блеск перьев, серьёзный недостаток. Юрий Хмельницкий — великолепное перо, тонкий критик и публицист. к слову которого прислушивается «вся культура» Самары, и то же — «Золотое перо губернии». Александр Игнашов, к счастью, он их моложе, без преувеличения — выдающийся российский драматург, обладатель хрустального кубка имени В.Розова, автор замечательной телесерии «Самарские судьбы». Александр Завальный — главный библиограф области, человек настолько уважаемый и известный, что и слов нет, автор книг и сотен публикаций о «Самаре в эпизодах», публицист, берущийся за острейшие темы жизни, касающиеся истории и проблем нашего города. А Марк Левянт, глава наших композиторов, четко держащий руку на пульсе искусства? А главный редактор кинохроники Борис Кожин? Его недавняя большая книга, построенная на опубликованных в «Волжской коммуне» очерках о жизни нескольких десятилетий Самары, которые он пропустил через своё сердце, — это же устланная интереснейшими историями дорога из нашего прошлого в сегодня…

Собрались и объединились в одну команду — сначала в «Струковский Сад», название коему придумал Завальный. А потом, когда озабоченные сами знаете чем финансирующие газету коммерсанты прикрыли её, погрызшись и не поделив какие-то там брэнды, лицензии, авторские права и т.д., опять вместе решили все-таки снова пробить идею газеты — газеты культуры, самарской интеллигенции, острой публици­стической мысли.

И опять ведь получилось!.. У каждого из авторов-основателей газеты, «Свежей Газеты», было много иных забот, но — культура, и в ней, в культуре, молодежь — вот что было доминантой их работы. А не почти условные гонорары, отнюдь. Это был опять прорезавшийся голос высокоинтеллигентной Самары. Да, была у новой газеты куча всяких недостатков, у кого их нет. Но почитайте вышедшие номера — наряду с информационной текучкой в каждом ее номере был «гвоздь», который не мог не обеспокоить общественное мнение.

А потом вдруг случилось неожиданное: газету «приостановили». Почему? Министр культуры г-жа Рыбакова объяснила просто:

приближаются выборы в Госдуму, «деньги нужны на приоритетные направления». Тут обомлеешь!.. Как?!! В предвыборную агитационную пору, когда в столице журналистов закармливают халвой и зеленью, газе­та оказалась в неприоритетных задворках!.. Случай, знаете ли, уникальный, наверное, и не только для России. Нечто небывалое. Неужто культура в Самаре так безнадежно далека от политики?! Однако было обещано возобновить выпуск «Свежей Газеты». Но попозже, попозже…

Проходит время… Мы устали отвечать на звонки: ну когда же вы опять будете, а?! «Родители «Газеты» написали письмо губернатору области, ответ был из минкультуры на имя Завального: мол, будет, непременно будет продолжено издание… И вдруг — представьте — недавно, когда трое из членов редсовета «Свежей Газеты» собрались по какому-то поводу в Союзе журналистов, им позвонили и сообщили простенькое: «Свежая Газета», знаете ли, уже снова выходит. Только, вы уж извините, без вас…

Вот так!.. Членов редсовета, всех их, как сухих мух, просто-напросто смахнули со стола. Не поставив в известность, не посоветовавшись, не сообщив о всяких там продажах-перепродажах…

Еще младенческую «Свежую Газету» буквально по-рейдерски грубо вырвали из рук ее родителей. Объясняют — не им, а как бы вообще, — что это все очень хорошо согласуется с юридическими нормами купли-продажи. Рынок, братишки, рынок!.. Только понятно, что сработано на этом рынке было слишком быстро, — в торгах могли бы участвовать не только близкие к власти агенты. Еще более непонятно: как же так запросто наплевали на авторские права создателей «Свежей Газеты», ее названия, логотипа? Наверное, впрочем, по той самой причине, по какой интеллигенция всегда проигрывает коммерсантам: её ведь так просто отпихнуть, ни с чем не посчитавшись.

Да и какие могут быть претензии, если юридически никто ничьи права не нарушил? Никаких, естественно! Но речь-то, друзья, о другом. Об этике. О нравственности. О совести. О бескультурье нашего чиновничества. И о том, что (знаете ли, не хочется об этом думать), но неужели «построение властных вертикалей» заставляет политиков добиваться, чтобы под официальной властью бы­ло вся и всё? А вольнолюбивая культура — тем более! Впрочем, возможно, в наших «самых верхах» просто-напросто не знакомы с ситуацией.

Так неужто всё так же процветать будет в губернии этот самый «культур-мультур»?

Записал Олег НЕЧАЕВ.

Самарская газета 19 июля 2008 г. № 129 (3922)

*