Расплата за назойливость. Спамеров будут наказывать рублем
Покончить с назойливыми электронными сообщениями раз и навсегда намерены в Совете Федерации. В конце минувшей недели Комитет по промышленной политике поддержал концепцию законопроекта против распространения спама в Интернете. С одного почтового ящика, предполагают сенаторы, разрешается отправлять не более тысячи сообщений в сутки и только при условии, что адресат согласен на получение письма. Наказание нарушителей ждет весьма суровое – до 200 тыс. рублей штрафа. Впрочем, эксперты отнеслись к антиспам-закону неоднозначно. То, что назойливыми рассылками наконец-то решили заняться, не может не радовать. Но из-за многочисленных лазеек работать закон у нас вряд ли будет.
По данным исследования, проведенного компанией Sophos, Россия занимает второе (после США) место в мире по объему спама, и с каждым годом разрыв сокращается. Из 28 писем в деловой переписке всего одно не содержит в себе призывов попробовать чудодейственное лекарство, купить тур выходного дня или записаться на курсы бухучета. Изменить ситуацию законодательно решили российские сенаторы и одобрили соответствующие поправки в Административный кодекс и закон «Об информации». Члены Совета Федерации предложили ограничить объем рассылки: если с одного почтового ящика посылается более чем 1 тыс. сообщений в сутки, 10 тыс. в месяц или 100 тыс. в год, то отправителю автоматически присуждается звание «спамер».
Уличенных в рассылке рекламных сообщений россиян планируется наказывать рублем. Для простых граждан штраф составит от 300 до 3 тыс. рублей, для должностных лиц – от одной тысячи до 10, а юридическим лицам за нелегальную рекламу придется отдать от 10 до 200 тыс. рублей. Исключение будет сделано лишь для сотрудников служб по связям с общественностью: сенаторы признали рассылку пресс-релизов безопасной.
Штраф отправителю придется заплатить и в том случае, если он пошлет сообщения, не спросив разрешения у адресатов. В этом случае любителю эпистолярного жанра придется раскошелиться максимум на 50 тыс. рублей. Впрочем, как отметил один из сторонников проекта, эта часть документа вряд ли заработает в полную силу. Ведь обязанность спрашивать разрешение на получение письма ляжет на владельцев почтовых сервисов, а не на авторов рассылки. При этом первым придется перелопатить целую кучу писем с тем, чтобы понять, является ли сообщение спамом. Сделать это будет с каждым месяцем все сложнее: мимикрия рекламных рассылок уже стала тенденцией.
«Организаторы легальных рассылок с десятками тысяч подписчиков должны будут доказать, что сообщения отправляются по обоюдному согласию, – пояснил «НИ» директор антиспам-лаборатории «Лаборатории Касперского» Андрей Никишин. – Но под это моментально подстроятся спамеры. Как докажешь, что адресат не хотел узнать все о новинках порнографии и поэтому подписался на рассылку? Легко замаскировать спам и под разрешенные пресс-релизы, например, сделать его такого вида: «Компания «Рога и копыта» уведомляет вас, что были выпущены новые рога». Формально придраться не к чему».
Ограничение в объемах рассылок тоже не поможет, считают эксперты. Спамеру ничто не мешает отправлять остальные тысячи сообщений с других почтовых адресов. Единственное, что может уменьшить поток рекламных сообщений в 2–3 раза, так это введение серьезных интернет-фильтров на почтовых ящиках. Однако здесь многое зависит от того, как будет организована фильтрация. «Если отсеивать подозрительные письма активно, то есть риск «ложного срабатывания», – пояснил «НИ» г-н Никишин. – Например, программа может пометить все письма, которые приходят с бесплатных почтовых ящиков, как спамовые. И хорошо еще, если она просто переместит сообщение в отдельную папку. А вдруг она самовольно удалит невинное, но показавшееся ей бесполезным письмо?».
Специалисты считают, что наказание за рассылку бесполезных сообщений слишком мягкое, и приводят в пример зарубежное законодательство. Так, на днях 27-летний спамер из Нью-Йорка, отправивший за четыре месяца более 250 тыс. сообщений, был приговорен к 30 месяцам тюрьмы. «Проблема в том, что спамят не юридические лица, а вполне себе физические, – рассказал «НИ» руководитель рекламной контекстной сети RORER Максим Уваров. – Санкции, применяемые к ним, не очень суровые. На мой взгляд, чем жестче будет наказание за бездействие провайдеров, тем меньше у нас будет спама».
Но и это не самое главное. Дело в том, что большинство спам-рассылок отправляется с почтовых ящиков ничего не подозревающих пользователей. Достаточно по неосторожности заразиться компьютерным вирусом, так называемым «червем», и вы превращаетесь в злостного спамера. В суде пользователь, конечно, сможет доказать, что он ни при чем. Но его нервы и время будут потрачены безвозвратно.
СПАМЕРЫ ВЫДВИНУЛИ СТАЛИНА НА ПЕРВОЕ МЕСТО В ИСТОРИЧЕСКОМ РЕЙТИНГЕ
В минувшую пятницу организаторы конкурса «Имя Россия» назвали виновных в том, что кандидатура Иосифа Сталина долгое время находилась на первом месте исторического рейтинга. Больше того, 22 интернет-псевдонима злоумышленников вывешены на сайте конкурса. Организаторы призывают остальных пользователей оказать посильную помощь в поимке спамеров. Как считают эксперты, спам-атаку спровоцировала сама система работы сервера. «На сайте поставлено условие: вы можете голосовать сколько угодно раз, и это, на мой взгляд, сыграло свою роковую роль. Нормальный человек воспримет это как приглашение с утра до ночи жать на кнопку голосования, – пояснил «НИ» руководитель службы блогов компании «Суп» Антон Носик. – А человек, в распоряжении которого есть бот-неты, роботы, «прикидывающиеся» обычными пользователями, фактически это десятки и сотни тысяч компьютеров-«зомби», отправит их всех на поддержку одного кандидата. С помощью этой технологии можно вывести в лидеры кого угодно».
*