Фактор прошлого: "50 способов расстаться с любимым"
Когда Bush Theatre попросил людей поделиться своим худшим опытом расставания, его завалили ответами. Теперь эти истории превратились в пьесу «50 способов расстаться с любимым». Алис Джоунс выяснила, что происходит с теми, у кого разбито сердце.
Это не вы, это я. А может быть, не я, а вы. Или, если вы действительно чувствуете себя отвратительно, это не я, это ваше лицо. Есть неисчислимое количество способов с кем-то расстаться, но, как напоминает нам былой предмет страсти Ромео Розалинда Капулетти в начале пьесы, «тут нет хорошего пути, верно? Я хочу сказать, есть лучшие варианты, чем спать со своей кузиной Джульеттой, а затем погибнуть от случайного самоубийства; но, вообще говоря, это вовсе не прекрасно, не так ли?».
Бесстрашный Bush Theatre сейчас мучается с датировкой, поскольку ставит спектакль из 50 отдельных эпизодов расставания за столько же минут. Варьируясь от легкомысленных кратких расставаний до тактичного развода после брака длиной в 25 лет, эти истории со свалки памяти содержат нечто большее, чем просто страдания: все они – частицы реальной жизни. Работая по принципу, что правда часто причудливее любой фантазии, Театр Буша в последние годы поощрял своих зрителей анонимно делиться с ним лучшими (или худшими) историями своих отношений с другими людьми по электронной почте. И они не разочаровали театр, охотно делясь с ним своими историями романтических страданий во имя искусства. Кем был грубиян, «кинувший» свою даму при помощи интернета? Или девочка, очарованная знаками любви от игрушечного мишки, но услышавшая лишь рычание: «Ты обломалась. И я хочу назад мои диски»?
Эти и многие другие письма о подобных обманах, от которых может отвиснуть челюсть (некоторые из лучших писем перепечатаны и лежат в ящике напротив), были собраны и сшиты вместе потрясающей командой молодых драматургов из группы Буша, включая двух авторов драмы «Skins» с канала E4 – Люси Кирквуд (чья пьеса «Tinderbox» была поставлена в театре ранее в этом году) и Бен Шиффер. Результатом общих трудов стала пьеса «50 способов расстаться с любимым» – что-то вроде гобелена разбитых сердец. Показав своим зрителям эмоциональные мелодрамы, затем он предлагает им катарсис «завершения» – кричит ли она от горя или скорее от веселья – в анонимной атмосфере затемненного театра.
Естественно, среди 50 эпизодов встречаются самые любимые или ненавидимые шаблоны («Давайте просто будем друзьями», «Я не готов к подобным отношениям» и т. д.), но есть также и несколько впечатляющих находчивых оправданий для того, чтобы распрощаться. Кто, например, поспорит со следующей фразой: «Да, по-моему, у нас есть будущее, но оно больше похоже на глобальное потепление и климатическую катастрофу. Так что мне надо принять кое-какие превентивные меры. Ради планеты».
Кажется, в поисках творческой свободы был испробован каждый возможный вариант – гневный, малодушный, тупой, самодовольный, сексуальный, мягкий, организованный – и изучено каждое чувство, от свободной радости до несколько унылой печали. В спектакле также есть жертвы, включая свихнувшегося от любви поджигателя, сексуально неразборчивая девушка, зашоренная на спортивном молодом человеке, и извергающий стихи зануда, имеющий склонность к самопожертвованию. Авторы также вставили в динамичную пьесу несколько периодически возвращающихся героев, в том числе парочку, чьи отношения построены на частых перебранках, и добросердечного типа, который ничего толком не может произнести, а также взятые из анналов истории и редактированные сцены расставания некоторых знаменитых любовников – от Кэти и Хитклиффа («Просто у него немного больше денег, чем у тебя. Хороший дом. Другая сторона угодья…») до Жан-Поля Сартра и Симоны де Бовуар («единственное, что я знаю определенно – это то, что ничто не определенно, Симона. Даже любовь»).
«Мы быстро поняли, что он хочет превратить спектакль в юмористическое шоу, над которым можно было бы смеяться и которое скорее что-то утверждает, чем подавляет, – говорит Энти Уильямс, директор. – Это не просто скетч, оно направлено на развитие человека и представляет хорошую смесь веселого, нелепого, реального и трагичного».
Четырем сильным актерам, двум женщинам и двум мужчинам, в том числе Ральфу Литтлу, больше известному как живущий с королевской семьей труженик Энтони, придется пройти через различные хитрые коллизии при плохой системе воспроизведения звука, которая изначально предназначалась для фестиваля Latitude Festival. Он проходит уже третий год и обладает растущей театральной сценой наряду с обычными площадками для музыкальных и комедийных представлений. В прошлом году лондонский театр Royal Court представил Shuffle – серию пьес, основанных на лирике и поп-музыке, а Буш представил пять коротких скетчей о шутках. Эпизодичный, в значительной степени комичный характер «50 способов…» вырос из опыта театра, полученного на прошлогоднем фестивале. Овладеть вниманием сидящих в палатках, рассеянных, испорченных выбором завсегдатаев фестиваля – совсем не то, что играть перед уже попавшей в плен аудиторией Уэст-Энда. «Эти палатки дрожат, потому что люди ходят туда-сюда и даже не могут точно сказать, начинается спектакль или заканчивается, – восторженно говорит Джози Рурк, художественный директор театра. – Замысел спектакля заключается в том, чтобы за 50 минут показать большое количество очень коротких сцен на какую-то тему или показать зрелище, которое легко воспринять. Если люди будут приходить и уходить, это скорее впишется в спектакль. Вы можете войти и не почувствовать, что уже все пропустили, а пьеса к вашим услугам».
Это так же, как быстро обнаружили театры от Royal Court и Буша до Национального театра и Королевской шекспировской труппы, спокойный и явно неопасный способ проверить талант нового драматурга на молодежной аудитории. Пять многообещающих авторов «50 способов…» прорабатывали свой сценарий со знатоком разбитых сердец Нейлом Лабьютом (его пьеса «Толстая свинья», которая сейчас идет, повествует о человеке, разошедшимся со своей подругой из-за ее избыточного веса), что может объяснить черный юмор и обжигающе честное содержание большей части пьесы. «Приятно время от времени анонимно поделиться своими переживаниями, – говорит Рурк. – У меня 40 лет католического образования, так что я прекрасно понимаю природу исповеди и то, как она может быть странно приятной».
Для всякого, кто чувствует потребность поделиться своими чувствами и получить свою долю личного катарсиса, воплощаемого на сцене, электронный адрес по-прежнему открыт ([email protected]). Я могу послать на него самую неприятную из известных мне историй; эту штуку выкинул один мой старый друг, который по ошибке послал текстовое сообщение, предназначенное своему соседу по дому – злорадное «Я собираюсь бросить ее после пудинга» – своей подруге, сидящей за ресторанным столом напротив него и весело доедающей десерт. Нечего и говорить, это выглядело некрасиво.
«50 способов расстаться с любимым» идет на фестивале Latitude Festival, Хенхэм-Парк, Саутволд (www.latitudefestival.co.uk), 19-20 июля, потом в Театре Буша, Лондон, W12 (020-8743 5050), 21-26 июля.
Разрыв отношений – трудное дело: рассказы знающих людей
— «Я не знаю подробностей, приведших к разрыву, но, должно быть, речь идет о серьезной вражде, потому что, когда пришло время, этот парень поехал в один из тех магазинов, где тебе предлагают «собрать собственного медвежонка», и начал делать приятную на вид игрушку собственного изготовления. Добравшись до голосовой системы, он записал там собственное сообщение. В результате у него получился красивый медвежонок, который, если нажать ему на живот, говорил: «Ты обломалась. И я хочу назад мои диски».
— «Я решила, что уже достаточно, а потому окликнула его и предложила поехать в «какое-нибудь спокойное место», чтобы «поболтать». Мы встретились в условленное время и сели в тихом уголке паба. Я начала рассказывать ему о своих чувствах – наши отношения переживали застой, что-то вроде того. Но каждый раз, когда я начинала говорить, рабочие снаружи начинали бурить дорогу. Мне приходилось кричать, чтобы мой парень слышал меня. Мне не раз приходилось повышать голос. Потом шум внезапно утихает, а ты еще кричишь, и все вокруг слышат все, что ты говоришь. Это очень меня смущало – и не только меня, но и его, весь персонал бара и одного-двух человек, зашедших туда спокойно выпить».
— «Поистине примета времени. В прошлом году я видела одного парня. Он работал в Лондоне на одной из этих напряженных работ, и поэтому иногда пропадал на неделю-другую, не оставляя никаких зацепок? – так крепко его держал в узде его инвестиционный банк. Через интернет я выяснила, что он оставил меня, стал «одиночкой». Ему потребовалась неделя, чтобы сообщить об это мне. По меньшей мере, я хотя бы была готова к этому».
— «Однажды я бросила парня, которого это очень расстроило. Он пришел два дня спустя и, плача, сказал мне, что ходил в самую глушь сада, чтобы повеситься, но пришел его отец и срубил дерево. Мне пришлось выйти из комнаты, потому что у меня слезы брызнули от смеха. PS: он по-прежнему жив, здоров и счастлив в браке».
— «Занятный способ «расстаться с любовником», на который я набрел – фраза «Давай съедим Kit-Kat. Я хочу сказать, сделаем перерыв. Надеюсь, вы найдете это столь же смешным, как и я».
— «За три дня до свадьбы… Я сказал ей, что я гей… Вряд ли это выглядело хорошо…»
— «Способ расставаться, который мне понравился больше всего (так скверно, что я даже засмеялась): парень, с которым мы в университете дружили около шести месяцев, позвонил мне (он жил в 600 ярдах от меня) и сказал: «Я тут походил по кампусу и решил, что больше не могу быть с тобой».
— «В школе меня однажды выбросили в окно. Он скатал кусок бумаги и бросил его, а его друг показывал на меня, пытаясь передать выражение «тебя бросили»…».
Алис Джоунс
***