С тех пор, как в 1902 году Жорж Мельес снял «Путешествие на луну», кинематограф влюбился в научную фантастику. Однако эти любовные отношения не всегда оказываются гладкими – многие картины, которые могли бы стать классикой, не увидели света из-за нехватки денег или капризов киностудий. Дэвид Хьюз, автор новой книги «Величайшие фантастические фильмы, которые так и не вышли», делится своими любимыми примерами.

1. «Чужой 3» Винсента Уорда

Отклонив сценарий, написанный фантастом Уильямом Гибсоном, продюсеры серии «Чужой» решили продолжить «Чужих», снятых Джеймсом Кэмероном в духе «космического Вьетнама», амбициозной и высокохудожественной постановкой новозеландца Винсента Уорда, снявшего «Навигатора», а затем «Речную королеву». Планета из дерева и космические корабли в духе океанских клиперов – вот лишь две из странных идей, которые предлагал Уорд. К несчастью, проект так и не было реализован. В результате фильм снял для студии Fox другой независимый режиссер – Дэвид Финчер.

Кстати, сегодня пора по-новому взглянуть на его фильм «Чужой 3», вызвавший в свое время множество насмешек. К несчастью, режиссерская версия фильма – ее неофициальный вариант вошел в DVD-сборник «Чужих» – похоже, так и останется величайшим из фантастических фильмов, которые никто не видел.

2. Супермен против Бэтмена

Отказавшись от проекта Тима Бертона «Супермен жив», где Кларка Кента (Супермена) должен был сыграть Николас Кейдж, студия Warner Brothers решила использовать новый подход, чтобы, как давно планировалось, возродить серию фильмов о Супермене. В картине «Бэтмен против Супермена», сценарий к которой написал Эндрю Кевин Уокер, работавший над фильмом «Семь», одетый в плащ мститель из Готэм-сити должен был выступить против «стального человека» из Метрополиса.

Однако когда подготовка к съемкам шла полным ходом (над фильмом должен был работать Вольфганг Петерсен, режиссер «Трои»), студия снова нажала на тормоза. Ей поступил совершенно новый сценарий от создателя «Остаться в живых» Дж. Дж. Абрамса. В результате на студии отказались и от этой идеей, сначала режиссером хотели сделать Бретта Ратнера, но в конце концов им стал Брайан Сингер, который снял неудачное «Возвращение супермена».

3. «Ночные небеса» Стивена Спилберга

По контракту Спилберг был обязан снять продолжение своего хита «Близкие контакты третьего рода». Режиссер предложил идею фильма о том, как семья, живущая на ферме, подвергается нападению агрессивных инопланетян (своего рода «Соломенные псы» с пришельцами). Один из пришельцев, как решил Спилберг, должен был подружиться с младшим сыном фермера. Но во время съемок фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» Спилберг и миссис Харрисон Форд – автор сценариев Мелисса Матисон – решили развивать эту идею отдельно и положили ее в основу самого известного фильма режиссера – «Инопланетянин». Однако Спилберг не бросил идею с семьей, попавшей в опасность: он просто заменил пришельцев на призраков и снял еще один хит – «Полтергейст».

4. «Марсианин Джон Картер»

Создатель Тарзана Эдгар Райс Берроуз придумал еще одного известного персонажа – Джона Картера. По сюжету, Картер – ветеран гражданской войны в США, который с помощью астральных путешествий посещает Марс, наводненный чудовищами. Спустя двадцать лет после того, как в 1912 году «Марсианин Джон Картер» дебютировал на страницах одного из бульварных журналов, о нем едва не сняли первый полнометражный мультфильм.

Но несмотря на впечатляющие первые опыты Боба Клэмпетта с анимацией, которая, как говорили, была похожа на ожившую картину маслом, студия Disney отказалась от этих планов и сняла «Белоснежку и семь гномов». Прошло еще 80 лет, прежде чем проект был возрожден – на этот раз студией Pixar с участием живых актеров. Картина должна выйти в 2012 году – в столетний юбилей первой публикации произведения.

5. «Звездный путь: Планета титанов»

Неожиданный успех оригинального сериала «Звездный путь» после продажи его различным телеканалам спустя несколько лет после завершения заставил компанию Paramount задуматься: а не снять ли полнометражный фильм с теми же актерами, доверив это режиссеру «Вторжения похитителей тел» Филипу Кауфману? Согласно сценарию, который имел подзаголовок «Планета титанов», Кирк и его команда встречают инопланетную расу, представители которой, как считают астронавты, и есть легендарные титаны из земных мифов, которые перенеслись на миллионы лет назад в прошлое Земли и познакомили древних людей с огнем. И хотя Paramount в 1977 году отложила проект на полку, а Кауфману заявила – безо всякой иронии – что «у научной фантастики нет будущего», успех «Звездных войн» заставил студию передумать уже через несколько недель. Тогда-то и родился полнометражный «Звездный путь: кино» (за крайнюю неторопливость его окрестили «замедленное кино»).

6. «Конец детства»

Спустя несколько лет после того, как Стэнли Кубрик, сняв «Космическую одиссею 2001», нанес на кинематографическую карту творчество Артура Кларка, компания Universal Pictures обратила внимание на один из более ранних рассказов писателя – «Конец детства» (1954 год). По сюжету, космические корабли шириной в милю появляются над крупнейшими городами мира – позднее этот образ появлялся везде, от «Дня независимости» до «Знаков», – возвестив о том, что для человечества наступила пора эволюционного скачка. Пришельцы, похожие на дьяволов со средневековых изображений, забирают с собой детей, чтобы те нашли свое предназначение среди звезд. Несмотря на щедрые расходы на дизайнерские разработки и несколько сценариев, проект так и застрял на подготовительном этапе. Недавно, однако, его возродила Кимберли Пирс, режиссер фильма «Парни не плачут». Она написала новый проект сценария и надеется в следующем году приступить к съемкам.

7. «Звезды – моя цель»

Написанный в 1956 году Альфредом Бестером роман «Звезды – моя цель», который входит почти во все списки лучших фантастических книг, – это своего рода «Граф Монте-Кристо» в космосе». Фантаст Уильям Гибсон назвал это произведение «идеальным романом в жанре киберпанк». Несмотря на многочисленные попытки экранизировать данную историю – в том числе с участием Ричарда Гира, который должен был сыграть мстительного татуированного злодея Гулливера Фойла, и с режиссером «Горизонта событий» Полом Андерсоном – проект так и оставался в подвешенном состоянии. В марте 2006 года журнал Variety сообщил, что студия Universal приобрела права на экранизацию, которой займется Лоренцо ди Бонавентура, продюсер прошлогоднего хита «Трансформеры».

8. «Дюна» Алехандро Ходоровского

«Многие пытались экранизировать «Дюну». Никому это не удалось», – заявил автор произведения Фрэнк Герберт в 1984 году, когда на экраны вышел знаменитый фильм Дэвида Линча. Более многообещающая постановка предлагалась в середине 1970-х, когда чилийский режиссер Алехандро Ходоровский ознакомился с наработками Ганса Гигера, британского художника Криса Фосса и французского автора комиксов Жана «Мебиуса» Жиро. Одной из самых поразительных идей Ходоровкого была идея отдать роль императора Шаддама IV Сальвадору Дали – за это он должен был получить невиданный по тем временам гонорар в 100 тыс. долларов в час. Неудивительно, что средств на фильм не нашлось. Как бы то ни было, к двум уже существующим фильмам – картине Линча и успешному мини-сериалу 2000 года – в 2010 году добавится третья постановка. Съемки ведет режиссер фильма «Королевство» Питер Берг.

9. «Я – легенда» Ридли Скотта

Несмотря на то, что прошлогодняя киноверсия жуткого романа о вампирах, написанного Ричардом Матесоном в 1954 году, собрала полмиллиарда долларов в прокате, хороша лишь половина фильма (первая половина – пока на экране не появляются неубедительные компьютерные твари). Куда более многообещающей была постановка Риддли Скотта 2000 года, в который Арнольд Шварценеггер должен был охотиться в заброшенном Сан-Франциско на кошмарных существ, в которых превратились все остальные люди. И хотя уже были проекты сценария, впечатляющие дизайнерские наработки, планировались амбициозные спецэффекты и определена дата начала съемок, в последний момент Warner Brothers струсили, увидев, что кассовые сборы Арни в последнее время стали падать. Звезда и режиссер разбежались по своим делам – Арни поехал в Вашингтон, став губернатором Калифорнии, а Скотт – в Древний Рим, став режиссером «Гладиатора».

10. «За гранью возможного»

После успеха «Особи» (три продолжения, и это только пока) и «Звездных врат» (два телесериала по мотивам), кинокомпания MGM планировала возродить на большом экране самый известный из своих фантастических брендов – классическую телевизионную антологию «За гранью возможного». Вспышка страшной «сонной болезни» погружает 99,9% населения Земли в кому, и планета оказывается подготовлена к захвату пришельцами – те внимательно изучили поведение людей и распространили болезнь через зараженные деньги. Фильм перекликается с такими картинами, как «Эпидемия» и «Знаки», а также со снятой Джоном Миллзом версией «Куотермасса», а потому «За гранью возможного» мог бы стать новым фантастическим блокбастером. Если бы только Том Круз, а именно его компании United Artists сейчас принадлежат права на экранизацию, решился повторить успех «Особого мнения» и «Войны миров» и в третий раз обратиться к фантастике (если не считать таковой его религиозные взгляды).

Дэвид Хьюз

Inopressa

***