Второй день международного авиакосмического салона в Фарнборо принес российскому авиапрому предварительных заказов на сумму свыше $2 млрд. Покупали Sukhoi Superjet 100 и Ту-204 пока, правда, только соотечественники. Две крупнейшие авиакомпании России «Аэрофлот» и «Сибирь» пополнили копилку заказов иностранных производителей. Новости экономики на сайте fin.samaratoday.ru

На авиасалоне в Великобритании Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) объявила вчера о продаже 55 гражданских лайнеров: 24 ближнемагистральных Sukhoi Superjet 100 и 31 среднемагистрального Ту-204СМ-100. Суммы предполагаемых контрактов — $630 млн и $1,5 млрд соответственно. В обоих случаях предусмотрены опционы — на 16 SSJ100 и 30 «тушек». Покупателями выступили россияне — лизинговые компании «Авиализинг» и «Ильюшин финанс» (ИФК), входящая в ОАК, пишет RB.ru.

В «Гражданских самолетах Сухого» (ГСС, реализует проект SSJ10) рассчитывают, что на «Фарнборо» будет заключено в общей сложности 49 твердых контрактов на SSJ. Сегодня ожидается, что о заказе на 20 SSJ 100 стоимостью около $530 млн объявит Superjet International — совместное предприятие итальянской Alenia и самих ГСС, ориентированное на международный рынок. Сливки же авиасалона достаются Boeing и Airbus: вчера авиакомпания Etihad (ОАЭ) заключила с ними крупнейший в мировой авиации контракт на покупку 100 самолетов примерной стоимостью $21 млрд.

Пермский «Авиализинг» готов купить проходящий пока испытания SSJ 100, чтобы перепродать авиакомпании UTAir, которая сейчас проводит тендер на закупку региональных самолетов, пишут «Коммерсант» и «Ведомости». Гендиректор UTAir Андрей Мартиросов говорит, что тендер еще не завершен, и компания «никому никаких гарантий» на покупку SSJ не давала.

В тендере на замену 35 самолетов Ту-134 участвуют также Ан-148, Bombardier и Embraer. Его итоги планируется подвести осенью. Если UTAir выберет другой самолет, то «Авиализинг» предложит SSJ 100 «другим авиакомпаниям» — каким, не уточняется. В UTAir подчеркивают, что SSJ «такой же кандидат, как и все остальные».

Между тем «Аэрофлот» и «Сибирь» пополнили только копилку заказов иностранных производителей. «Сибирь» заявила, что берет в операционный лизинг шесть самолетов Boeing-737 и два Вoeing-767. Договор подписан с международной лизинговой компанией ILFC. «Аэрофлот» приобретает пять лайнеров Аirbus-321 с началом поставкок в 2013 году, общая сумма контракта может составить $415 млн.

Сейчас у «Сухого» есть твердые контракты на 73 SSJ 100. По итогам авиасалона портфель заказов на SSJ 100 превысит 100 машин. Это количество в компании называют критичным для окупаемости проекта. До сертификации самолета «Сухой» старается заручиться максимально большим портфелем заказов, пусть даже на уровне договоров о намерениях, чтобы детальнее оценить экономику программы, говорят в ГСС.

Однако с поставками этих самолетов уже возникли проблемы. «Аэрофлот», до сих пор бывший крупнейшим заказчиком ГСС на 30 SSJ 100, уже получил уведомление о задержке их получения как минимум на год. По словам опрошенных «Коммерсантом» экспертов, исполнение контракта с «Аэрофлотом» принципиально важно для дальнейших продаж SSJ. Но эта задержка может быть не последней. Глава ОАК Алексей Федоров вчера осторожно заметил, что «окончательные сроки поставки мы сможем озвучить только тогда, когда начнется процесс сертификации». По словам президента ГСС Виктора Субботина, изготовление самолетов SSJ 100 планируется начать в 2011 году.

fin.samaratoday.ru

*