Свой собственный большой коралловый риф решили построить американцы. И выбрали для этого самый необычный материал, какой только можно себе представить. Старые вагоны метро. Идея оказалась настолько блестящей, что позволила за сущие копейки решить сразу несколько до невозможности затратных проблем.

Очередной вагон метро погружается под воду с огромной баржи в прибрежной зоне штата Мэриленд. Но это не подводная свалка, а стройка. Здесь, на шельфе Атлантического океана возводят искусственный риф. Этот проект существует в США уже с 80-х годов прошлого века. Но об успехе заговорили лишь недавно. В 2000 году метрополитен Нью-Йорка придумал способ избавиться от 1200 старых вагонов без вреда для окружающей среды.

В цехе устаревшие метропоезда готовят к утилизации. С них снимают шасси, моторы и другие промасленные узлы и агрегаты, а также все детали, которые могут всплыть на поверхность воды.

Майкл Закия, начальник отдела ремонта подвижного состава нью-йоркского метрополитена: «Эти вагоны построены в период с конца 60-х до середины 80-х, тогда в конструкции вагонов использовался асбест. Он очень токсичен, его переработка стоит очень дорого. Но если его поместить в воду, то он безопасен. Наше метро таким образом сэкономило миллионы долларов, и то, что было бы токсичным мусором на суше, стало полезным материалом под водой».

Сиденья, схемы метро, декоративные панели, осветительные приборы — все, что потенциально может быть токсичным, снимается с вагонов еще до того, как их погрузят на баржи. До такого жуткого состояния метрополитен Нью-Йорка доводит 44 вагона в месяц.

Практически сразу же, как вагон метро опускается на дно, на его станках начинается рост моллюсков, рапанов и других организмов, которые становятся пищей для рыбы.

Калеб Маккленен, директор отдела охраны окружающей среды в зоопарке Нью-Йорка: «Главная причина, по которой строятся эти искусственные рифы — это вернуть в данный район рыбу. Рыба питается микроорганизмами, которыми обрастают под водой вагоны метро».

Впрочем, даже скептики соглашаются, что вагоны нью-йоркской подземки оказались идеальным строительным материалом для искусственных рифов.

Майкл Закия, начальник отдела ремонта подвижного состава нью-йоркского Метрополитэна: «Вагоны сделаны из нержавеющей стали, а их структура напоминает пещеры и позволяет воде свободно попадать в любые отсеки, что создает множество мест укрытия для молодой рыбешки».

Основная цель строительства рифов — это не защита окружающей среды, а создание зоны спортивного рыболовства. Это очень выгодно индустрии туризма в тех штатах, где выдают лицензии любителям океанской рыбалки. Штат Нью-Йорк, кстати, не разрешил сваливать в свою прибрежную зону старые вагоны из собственного мегаполиса, чтобы не подвергать опасности свои океанские пляжи.

***