(Шпигель)    Наконец-то летние каникулы! Вопрос «как провести отпуск» – для политика вопрос стратегический. Основной принцип: оставаться верным родине. И понравится ли избирателям его вид в плавках? Топлес-шоу российского президента Путина во время рыбалки не только к западу от Москвы стало объектом для шуток.

Южные моря вместо зала заседаний: и среди берлинских депутатов царит отпускное настроение. Но даже во время отпуска политики во все времена посвящали себя работе над собственным имиджем. Небольшой обзор того, как проводят отпуск политики – от Фридриха Эберта до Ангелы Меркель

Наконец-то летние каникулы! В эти дни со вздохом облегчения депутаты заканчивают свои дела и выключают компьютеры. Недолго осталось народным представителям до долгожданного отпуска, и некоторые в мечтах уже нежатся в гамаке с прохладным напитком в одной руке, толстой книгой в другой и вопросом в голове: как провести отпуск с пользой?

Дело в том, что вопрос «как провести отпуск» для политика не просто связан с капризами настроения, это вопрос стратегический. Основной принцип: оставаться верным родине. Поездка по избирательному округу, прогулка на каноэ по местным водоемам или даже отпуск, проведенный на террасе собственного дома, – в общем, каникулы на германской земле испокон веков демонстрировали близость к народу и оседлость. «Я такой же, как и вы!» – так звучит послание, адресованное дорогим избирателям, «поэтому я и представляю ваши интересы в парламенте». Тот, кто ежедневно в Берлине, Брюсселе или где-нибудь еще грудью встает на защиту интересов своей страны, очень быстро может лишиться доверия, если вне рабочего времени предпочтет красоты дальних стран.

Раньше это было в порядке вещей: во времена кайзера или Веймарской республики летом правители наслаждались летней прохладой у Балтийского моря или светским обществом на местных курортах. Ставшая знаменитой картина демонстрирует тогдашнего президента республики Фридриха Эберта (СДПГ) и его соратника Густава Носке в 1919 году стоящими на берегу Балтийского моря, держа руки за спиной. В то время ограничивались родными пейзажами, а поскольку еще не было ни кредитных карт Miles&More, ни доступных авиаперелетов, политикам того времени было гораздо легче противостоять искушению покинуть родные края, чем сегодняшним.

Культ канцлера на Вольфгангзее

Легче при этом было и есть тем политикам, которые представляют крупные государства – для политического класса Дании или Бельгии (не говоря уже о Лихтенштейне или Люксембурга) возможности для проведения отпуска быстро исчерпываются. При этом Канада или Россия располагают различными климатическими зонами, которые могут удовлетворить истосковавшиеся по отпуску душу и тело. Но и для правителей средних по размеру государств, таких как Италия, Франция или Германия, есть достаточно милых уголков: начиная с Баварского леса и заканчивая побережьем Северного моря, привлекательными становятся множества местечек для отличного отдыха политика – желает ли тот продемонстрировать отличную спортивную форму, занимаясь серфингом, или предпочитает позировать на фоне козлят в зоопарке, чтобы смягчить сердца избирателей.

Кроме того, у германских политиков есть одно преимущество – они могут немного расширить границы понятия «родина». Если депутат берлинского парламента, к примеру, едет покататься на лыжах в Швейцарию или побродить по горам в Австрию, он, как правило, может рассчитывать на молчаливое согласие соотечественников. Так было, например, с Гельмутом Колем. Из летних отпусков в австрийском Санкт-Гильгене, где он проводил отпуска с первой супругой Ханнелоре с 1970 по 2000 год, этот канцлер-рекордсмен сделал настоящий культ. Немецкие туристы не находили ничего более возбуждающего, чем встретить главу своего правительства во время отпуска за границей – некоторые ехали на Вольфгангзее только ради встречи с Гельмутом Колем. Чета Колей каждый год демонстрировала всем желающим, в том числе и журналистам, свое семейное счастье; со временем идиллическая картина стала принимать даже несколько абсурдные формы: милая собачка там, симпатичный олененок тут.

Политическое «братание» у бассейна

Для политиков, следящих за своим имиджем и горящих желанием покинуть родные края, надежным местом отдыха уже давно стала Италия. Неслучайно ведущие немецкие политики любят проводить отпуск между Больцано и Бари, Римом и Тимини, а «тосканская фракция» уже стала притчей во языцех: после того как сознание граждан ФРГ стало более «средиземноморским», Италия прочно вошла в круг излюбленных мест отдыха. Политик-италофил обещает своим избирателям открытость миру. И это пошло не с тех времен, когда Герхард Шредер открыл для себя Бароло и Бриони, а Отто Шили прикупил домик в Тоскане – еще Конрад Аденауэр каждое лето выезжал на озеро Комер и играл Boccia. Сегодня в его летней резиденции разместилась Accademia Konrad Adenauer – международные центр, в котором встречаются представители политики, науки и искусства. В саду стоит статуя экс-канцлера – Аденауэр запечатлен бросающим мяч.

Если путешествующий политик не просто депутат или государственный деятель в ранге министра, при выборе места отдыха решающую роль могут играть другие мотивы – например, связанные с мировой политикой. «Братание» между двумя государствами нередко происходит именно во время совместного отдыха их руководителей – без конференций и договоров – а в плавках. Экс-канцлер от СДПГ Вили Брандт и Гельмут Шмидт, которых Америка подозревала в левых взглядах, проводили, например, свой отпуск в США, когда нужно было в эпоху холодной войны продемонстрировать единение западного мира. Недавно подобным образом поступил президент Франции Николя Саркози, когда в начале своего президентства поехал отдохнуть на курорт Вольфборо в Нью-Гемпшире. И – какое совпадение – там как раз расположена летняя резиденция клана Бушей, и оба президента смогли познакомиться более близко прямо во время распития прохладительных напитков у бассейна.

Другой не менее важный принцип, которым, правда, некоторые политики часто пренебрегают: политическую значимость имеет не только место отдыха, но и одежда. Она должна быть непринужденной, но в то же время не вызывать протеста. Топлес-шоу российского президента Путина во время совместной рыбалки с князем Монако Альберто в Сибири в прошлом году не только к западу от Москвы стало объектом для шуток. Неуместным оказалось и легендарное появление Рудольфа Шарпинга в плавках в бассейне на Майорке с новой подружкой. Ангеле Меркель просто не повезло, когда ее в 2006 году папарацци поймали за переодеванием купальника во время отдыха в Италии. Английская бульварная газета Sun опубликовала эти фотографии, что практически привело к дипломатическому скандалу. Однако политические последствия были скорее позитивными – в германских СМИ застигнутая врасплох канцлер подняла волну симпатии в свой адрес, а критика обрушилась на британцев.

Демонстранты, размахивающие плавками

А ведь с первым президентом Германии случилось все по-другому. Его фото в плавках, где он запечатлен на берегу Балтийского моря, – оно украшало в день принесения им клятвы первую полосу Berliner Illustrirten Zeitung – вызвало в свое время небывалый резонанс. Миллионы раз монархисты использовали этот мотив на открытках – рядом с Эбертом и Носке они помещали кайзера с Гинденбургом, обоих в парадной униформе. Подпись на открытке гласила «Тогда и сейчас» – с ее помощью высмеивалась республика. А через три года, во время визита Эберта в Мюнхен во время демонстрации вверх вздымались плавки.

Этот скандал привел и к тому, что Адольф Гитлер никогда не появлялся на публике в плавках. «Государственный деятель себе такого не позволяет», – цитировала его высказывания Генриетте фон Ширах, жена главы гитлерюгенда Бальдура фон Шираха. «Куда бы подевался страх перед Наполеоном, если бы после него остались подобные картины?» Возможно, Гитлер был прав: диктатор в плавках не может внушить страх. Демократически избранные политики хоть и не должны внушать страх, но придутся ли по вкусу их плавки избирателям, они должны будут решать уже на будущей неделе.

Алисе Коли

InoPressa.ru

***