В Самарской области 25 000 ед. автобусов, из которых 9000 используются на регулярных пассажирских перевозках. Ежедневно на линию выходит 5 000 автобусов марки «Газель».

В текущем году зарегистрировано 163 с участием автобусов, из которых 96 с участием автобусов малого класса «Газель».

Из указанного количества, водителями автобусов допущено 88 ДТП, из которых 61 (54%) допущено водителями «Газелей».

На протяжении 5 лет в области отмечался рост числа ДТП, совершенных водителями пассажирского транспорта. Тенденция роста аварийности с участием пассажирского автотранспорта сохранилась и в 2007 году. Так, количество ДТП, совершенных водителями автобусов за указанный период увеличилось на 8 % (с 197 до 213 ДТП), а количество раненых возросло на 10 % (с 273 до 300 человек).

В настоящее время в области 1222 организаций различной формы собственности, осуществляющих пассажирские перевозки, из которых 863 – частные предприниматели.

Причины высокой аварийности прежде всего в нормативной правовой и законодательной базе, регламентирующей организацию перевозок пассажиров. Последнее сделало возможным, что данной деятельностью занялись предприятиями и индивидуальные предприниматели, для которых вопросы получения материальной выгоды стоят выше жизни и здоровья пассажиров. Как правило такие предприятия не имеют собственной технической базы для технического обслуживания автобусов, медицинских работников для медицинских осмотров водителей, специалистов по безопасности дорожного движения и т.д. Автобусы находятся в собственности физических лиц и эксплуатируются по договорам аренды. В результате водителями такие автобусы используются для собственных нужд, а иногда просто, чтобы «подкалымить». При совершении ДТП фирма-перевозчик ответственности не несет, так как водитель, как правило, сразу же уволняется и вся ответственность ложиться на него. К тому же «оказывается», что он эксплуатировал автобусов для поездок по личным нуждам.

В настоящее время водители «коммерческого» пассажирского автотранспорта поставлены зачастую в такие условия, когда материальная заинтересованность вынуждает их сознательно пренебрегать Правилами дорожного движения, игнорировать требования режима труда и отдыха. В свою очередь, отсутствие эффективного механизма контроля за постановкой профилактической работы приводит к полной безнаказанности руководителей. В результате финансовые показатели деятельности ставятся выше требований безопасности, игнорируются требования по проведению предрейсовых и послерейсовых проверок водителей, «закрываются глаза» на удручающее техническое состояние подвижного состава. Не соблюдаются особенности подбора и допуска водителей к пассажирским перевозкам, не проводится стажировка на конкретном маршруте.

Руководители многих предприятий либо не знакомы с требованиями законодательства, либо сознательно идут на нарушения. Как следствие, из всех видов пассажирских транспортных средств, самый высокий уровень аварийности по вине водителей автобусов, используемых, на так называемых «альтернативных» перевозках пассажиров. Статистика свидетельствует, что 63 % ДТП (178 из 284) происходит по вине водителей «альтернативного» автотранспорта.Причины высокой аварийности

Статьей 20 Закона «Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств.» предусмотрена обязанность юридических лиц обеспечить соблюдение режима труда и отдыха водителей, создание условий для повышения квалификации водителей, анализ и устранение причин ДТП и нарушений Правил дорожного движения, организация предрейсовых медицинских осмотров водителей, содержание автотранспорта в технически исправном состоянии и т.д.

Однако, в ходе проводимых Госавтоинспекцией проверок, выявляются многочисленные нарушения, касающиеся нарушения режима и отдыха водительского состава, организации проведения предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей, проверки технического состояния транспортных средств, организации контроля за эксплуатацией автотранспорта и т.д.

В первом полугодии сотрудниками Госавтоинспекции по результатам проверок автотранспортных предприятий выдано 2422 предписаний на устранение выявленных нарушений. Оштрафовано 1551 должностных лица, из которых 1339 – за выпуск на линии неисправных транспортных средств, 22 — за выпуск на линию водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения или не имеющих водительского удостоверения.

При надзоре за дорожным движение сотрудниками Госавтоинспекции было выявлено 23546 нарушений ПДД водителями автобусов. Выявлено 88 водителей автобусов, управлявших в состоянии алкогольного опьянения. 2849 фактов нарушений правил перевозки пассажиров, запрещена эксплуатация 854 автобусов, имеющих технические неисправности.

УГИБДД ГУВД по Самарской области

*