Инициатива правительства России о легальном программном обеспечении без должного контроля в регионах страны обернулась четко выстроенной коррупционной схемой. Об этом сегодня речь шла на пресс-конференции, состоявшейся в самарском Доме журналиста.

На пресс-конференции выступили журналисты, гражданские активисты и предприниматели, пострадавшие от действий представителя ряда компаний-производителей программ в Самарской области Александра Сударева. В конце июня он был задержан в помещении ООО «Три С» при получении 400 тысяч рублей от сотрудника муниципального предприятия за отказ от претензий, связанных с использованием нелицензионного программного обеспечения.

На встрече с журналистами директор организации, занимающейся развитием малого предпринимательства в регионе, Ольга Афанасьева сообщила, что после заявления Александра Сударева в милицию на использование в ее организации контрафактных программ, дело дошло до суда, на котором выступавший экспертом замдиректора ООО «Три С» Владимир Серпухов признался, что подписал заключение о наличии признаков контрафактности, основываясь только на исследовании другого специалиста.

Предприниматель Александр Мамаев заявил, что признанный потерпевшим Сударев требовал от него денег, чтобы «дело было прекращено». Представитель компании добавил Мамаеву, что «схема у нас отработана». Коммерсант упомянул и следователя, который пообещал найти контрафакт у Мамаева, если тот не даст денег. «Сложилось впечатление, что эксперт и следователь работают сообща»,

— подытожил Александр Мамаев.

   Руководитель самарского «Голоса» Людмила Кузьмина, бывший главный редактор «Новой газеты в Самаре» Сергей Курт-Аджиев и главред «Тольяттинского обозрения» Павел Каледин сообщили журналистам, что именно по заявлению в милицию Александра Сударева у них были изъяты компьютеры, и именно Владимир Серпухов проводил экспертизу.

Директор компании 1С Борис Нуралиев, находившийся на прямой линии из Москвы, отказался комментировать инцидент с Сударевым, а также дело Курт-Аджиева «до вынесения приговора». При этом руководитель фирмы заявил, что никаких объяснений от Сударева в связи с его задержанием не получал.

Адвокат, правовой аналитик Межрегиональной правозащитной Ассоциации «АГОРА» Рамиль Ахметгалиев на пресс-конференции раскрыл и подробно разобрал выявленную коррупционную схему вымогательств с предпринимателей за использование якобы нелицензионного программного обеспечения.

Он сообщил, что сначала в организацию приходят милиционеры, проводят проверку, изымают компьютерный парк и заявляют, что обнаружили нелицензионный софт. Представитель соответствующей компании-производителя предлагает руководителю организации за деньги решить вопрос с уголовным делом – либо не возбуждать, либо прекратить. Иногда аналогичное предложение поступает непосредственно от милиционеров. Как отметил на встрече с журналистами адвокат Ахметгалиев, цена вопроса в крупных российских городах колеблется в районе 400 тысяч рублей. В случае отказа «клиента» представитель якобы пострадавшей компании-производителя пишет в милицию заявление о преступлении, и уголовному делу дается ход. Заинтересованный эксперт, который зачастую является сотрудником одной из компаний, торгующих в регионе программным продуктом, дает соответствующее заключение, констатируя, что обнаружены признаки контрафактности, а компании-производителю софта нанесен ущерб на конкретную сумму.

– Специалисты знают, что наличие признаков вовсе не безусловное доказательство контрафакта. На компьютере может стоять легальная программа, но наклейка сорвалась, а договоры или брошюрки с ее описанием потерялись, – сказал адвокат Ахметгалиев. – Интересно, что и эксперт не рискует, он лишь фиксирует практически всегда существующие «признаки» и делает вывод об их наличии. Самое важное, что именно на этой экспертизе строится затем приговор. Судья, не вдаваясь в детали, переписывает экспертизу и признает человека виновным. Доводы о том, что директор фирмы – не специалист в сфере информационных технологий, представленные договоры и даже доказательства легальности в расчет не идут. В лучшем для предпринимателей случае дело заканчивается примирением или деятельным раскаянием, если подсудимый готов возместить определенный тем же экспертом ущерб.

   Таким образом, по данным Ассоциации «АГОРА», в схеме задействованы три участника уголовного процесса: следствие, эксперт и представитель потерпевшего. Схема работает либо на вымогательство, либо на фальсификацию уголовных дел. Если предприниматель не платит, обвинительный приговор в отношении него выгоден всем. Компания-производитель, пользуясь правоохранительной системой как промоутером, продвигает свой легальный продукт и получает основание заявить иск о возмещении ущерба с осужденного. Суд и милиция «из ложно понятых интересов службы» пополняют статистику раскрываемости и обвинительных приговоров, отмечают правозащитники.

Ассоциация «АГОРА» готова оказать помощь пострадавшим от такой коррупционной схемы в регионах России.

Отдел информации Межрегиональной Ассоциации правозащитных организаций «АГОРА»

*