Россияне покупают спортивную одежду. Но в фитнес-клубы не торопятся ("Ведомости")
Абсолютному большинству наших соотечественников неведома мышечная радость утренних пробежек и тренажерных тренировок. Только 15% взрослых людей говорят, что регулярно занимаются спортом.
Маркетинговое агентство Symbol-Marketing в 2003 г. изучило склонность россиян к активному образу жизни и пришло к грустному выводу: мы — одна из самых неспортивных наций в мире. Даже спортивную одежду у нас очень редко используют по прямому назначению: 80% такого «снаряжения» соотечественники приобретают не для походов в фитнес-центр или на корт, а чтобы носить каждый день.
Прослойка населения, активно потеющего в спортклубах, у нас совсем невелика. «Только 15% россиян смогли назвать вид спорта, которым они занимаются постоянно, и еще 7% сказали, что делают зарядку время от времени», — замечает аналитик агентства Symbol-Marketing Лидия Окольская. Она ссылается на данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения, который ежегодно проводит Институт социологии РАН совместно с Институтом питания РАМН и Университетом Северной Каролины (США). И далее приводит в пример западные страны, где любителей спорта гораздо больше: в Германии они составляют около 40% населения, в Штатах — примерно 60%.
Тренажер вместо вешалки.
Впрочем, несмотря на общую неспортивность населения России, рынок спортивно-оздоровительных услуг в стране неуклонно растет. Агентство маркетинговых и социологических исследований Magram Market Research оценивает его объем в $200 млн. Но спортивный досуг не стал пока по-настоящему модным даже среди жителей мегаполисов. «Среди моих друзей, в основном высокооплачиваемых менеджеров, не принято проводить вечера в тренажерных залах. После работы мы обычно встречаемся в барах, за кружкой пива», — рассказал Николай Гаврилов, менеджер по персоналу компании «ПИТ Интернешнл». «Велотренажер, который мне подарили полгода назад, я сейчас использую в качестве вешалки: на его ручках очень удобно развешивать галстуки», — говорит Гаврилов. Он признается, что не может заставить себя заниматься дома на тренажере: крутить педали ему кажется довольно скучным занятием. Скука и однообразие вызывают только негативные эмоции, что не может быть полезным для организма. Хотя Гаврилов считает, что физические нагрузки ему необходимы. Ведь сидячая работа и лишний вес заставляют задумываться об активном досуге. «Главное — выбрать вид спорта, который интересен. Для меня это ролики и плавание, но пока не очень хватает времени на них», — резюмирует Гаврилов.
Как выявило исследование Symbol-Marketing, у отечественных приверженцев спорта в особом почете игровые виды — футбол, баскетбол и хоккей: им отдает предпочтение каждый четвертый. Чуть менее популярны плавание, бег трусцой, катание на коньках и лыжах. Велосипедными прогулками увлекаются 18% россиян, спортивными танцами и аэробикой — 12% , теннисом — всего 2%.
Исполнительный директор компании «Обувь XXI века» Александр Шапорев свой неспортивный образ жизни, который он вел до недавних пор, списывает на лень и ненормированный график работы. Но этой зимой Александр почувствовал, что его иммунитет нуждается в укреплении: замучили частые простуды и грипп. Да и лишние килограммы накопились. «С января я начал бегать, а с февраля — купаться в проруби», — хвалится Шапорев. Причем включить эти занятия в свой график удалось довольно легко. Шапорев рассказал, что оздоровительными процедурами занимается с утра в парке Покровское-Стрешнево, что поблизости от дома, после того как отвезет ребенка в школу. «Я оставляю машину возле школы и иду бегать, купаться или заниматься на брусьях», — уточняет он. Шапорев говорит, что зимним плаванием вместе с ним занимаются в основном пенсионеры, а совсем молодых людей среди «моржей» нет.
«Козел» для Ильи Муромца.
Стойкое отсутствие интереса к занятиям спортом эксперты объясняют несколькими причинами. У многих регулярные физические нагрузки ассоциируются с атрибутами советского образа жизни, считает Лидия Окольская. Нормы ГТО, производственная гимнастика, зарядка в пионерлагере, насаждаемые сверху, многим набили оскомину. «Нормальный средний россиянин, если ему предложить вместе с коллегами ходить в спортклуб, воспримет это как приказ заняться школьной физкультурой, — поясняет Илья Чертков, директор проектов компании «Студия маркетинга» из Санкт-Петербурга. — Такой корпоративный стиль будет вызывать только негативные эмоции».
Президент агентства маркетинговых и социологических исследований Magram Market Research Марина Малыхина говорит, что уроки физкультуры в школе с их обязательными прыжками через «козла» и лыжными кроссами в немалой степени поспособствовали воспитанию негативного отношения к физическим нагрузкам. «Если позволить ребенку самому выбрать вид спорта или физической нагрузки, такого не произойдет», — добавляет Малыхина.
Кроме того, в некоторых кругах — к примеру, среди питерских маркетологов и специалистов по рекламе — сложилось ироничное отношение к так называемым «тренажерным» видам досуга. «Это просто очередная мода, бум, который скоро пройдет, и нас это не увлекает», — уточняет Чертков.
Некоторые любители неспортивного образа жизни убеждены, что православная культура и культ тела вообще несовместимы. «Даже наши былинные герои — не накачанные богатыри, а «генетические супермены»: Илья Муромец пролежал на печи 33 года, а потом сразу встал и согнул подкову», — говорит Чертков.
Николай Гаврилов связывает отсутствие интереса к спорту с общей замотанностью работающих жителей столицы: утром организм еще не проснулся для занятий, а вечером ему мешает усталость. С этим мнением согласен и Илья Чертков: «В будни возвращаешься домой около 10 вечера, а в выходной трудно оторваться от семьи: походы в спортклуб так же не понятны для жены, как посиделки с друзьями в гараже».
Елена Горелова
Ведомости 23 апреля 2004 №71 (1111)
*