Недавно растиражированные некоторыми СМИ слухи о плачевном состоянии дел на ОАО «АвтоВАЗ», вынудившие руководство завода перенести начало серийного выпуска нового автомобиля «Лада Калина» с 18 ноября на более поздний срок, оказались сильно преувеличенными.

Командировка в Тольятти не оставила сомнений: завод работает стабильно, все машины, которые производятся, – а одновременно с конвейера сходит десяток моделей и их модификации, что и по мировым меркам совсем неплохо, – реализуются, а «Лада-112» пользуется особым спросом.

Начиная с 2001 года в модернизацию действующего и развитие нового производства заводом вкладывается около 250 млн. долларов ежегодно. Наконец, подготовка производства автомобиля «Лада Калина» идет строго по графику недельного планирования и вступила в завершающую стадию – серийный выпуск новинки начнется точно в назначенный день, и помешать этому может, пожалуй, только сильное землетрясение.

Теперь разберемся в том, что представляют собой производственные мощности по выпуску автомобилей «Лада Калина». По сути, на территории ОАО «АвтоВАЗ» появился новый автозавод, спроектированный на выпуск 220 тысяч автомашин новой модели, отвечающей всем требованиям российских и европейских стандартов. И строился этот завод по мировым же стандартам – и по срокам, и по «начинке» цехов, и по заложенным новейшим технологиям. Еще год с небольшим назад в двух огромных пустовавших цехах, что называется, гулял ветер. Теперь в одном завершается монтаж и пуско-наладочные работы окрасочного комплекса, в другом – сборочного конвейера, в третьем, действующем цехе, рядом со сварочным производством модели «Шеви-Нива», почти готов участок сварки кузовов «Калины» (а выпускаться будут кузова сразу трех версий – седан, хэтчбек и универсал). Параллельно этому велись испытания образцов новой модели по 420 параметрам и в основном они уже завершены.

Отметим, что новое оборудование, которым заполняются цеха под «Калину», или спроектировано и изготовлено ведущими западными фирмами, или создано «вазовцами» совместно с зарубежными партнерами. Понятно, что передовая технология – «с иголочки» оснастка, оборудование, автоматические и роботизированные комплексы – сводит к минимуму человеческий фактор в производстве автомобиля и определяет качество изготовления, а оно, несомненно, по техническому определению будет европейским. Очень строго подошли к смежникам, которые должны поставлять для «Калины» комплектующие и материалы – и они по качеству разительно отличаются от того, что «АвтоВАЗ» получал раньше.

Другими словами, «вазовцы» делают все, чтобы покончить с печально укоренившимся мнением о том, что отечественный автопром не в состоянии делать автомобили, которые в своем классе не уступали бы по потребительским качествам европейским. Вот несколько примеров того новейшего, что закладывается в производство «Калины». На новые детали, которые будут применяться в двигателе, системе выпуска, в электрооборудовании, в экстерьере и интерьере новой модели, выдано 90 патентов.

Кузов нового автомобиля спроектирован с помощью математических моделей, а потому штамповка его деталей, программы, заложенные в блоках управления 350 роботами сварочного производства, все операции на сборочном конвейере, контроль качества – все под контролем компьютеров. Так что многолетние стенания потребителя «вазовской» продукции по поводу зазоров, сопрягаемости деталей и недостатков в геометрии кузовных деталей останутся в прошлом.

Кузов «Калины», в котором немало деталей будет штамповаться из оцинкованного металла, с помощью двойного катофореза, получит прочнейшее антикоррозийное покрытие – гвоздем не процарапаешь! И если говорить о цехе окраски, то весь его наисовременнейший комплекс поставлен известной и авторитетной германской компанией «Eisenmann». Грунтовку и нанесение лака в окрасочных камерах тоже возьмут на себя не маляры, а 32 робота, и в одной партии можно получить кузова аж 16 цветов.

И в сборочном цехе все подчинено, «по Станиславскому», одной сверхидее – технологической гарантии качества. Сборочный комплекс, созданный совместно с той же фирмой «Eisenmann», – родной брат сборочной линии «Ford Fiesta» в Кельне, и есть все основания полагать, что «Калины», сходящие с конвейера по 60 штук в час, по качеству сборки будут не хуже «фордов».

Итак, в начале лета из сварочного комплекса выйдет первый «черный кузов», в апреле будет выпущено 15 «Калин» программы «Пилот I», в июне – 15 машин «Пилота II», 18 ноября – первые 15 серийных автомобилей «Лада Калина» «пилота III». А в 2005 году, вопреки предсказаниям недругов или конкурентов «АвтоВАЗа», будет выпущено более 15 тысяч «Калин».

И надо принять к сведению, что на российском рынке в своем классе и по показателю «цена–качество» – главному для потребителя – «Калина» не будет иметь конкурентов.

Московский Комсомолец

от 23.04.2004

Михаил РОСТАРЧУК, Тольятти–Москва

Московский Комсомолец

*