Самого дорогого в мире скульптора выставили на нью-йоркской крыше
Выставка самого дорогого и неоднозначно воспринимаемого современного скульптора Джеффа Кунса открылась на крыше музея Метрополитен в Нью-Йорке. На площадке летнего сада музея, откуда открывается вид на Центральный парк и небоскребы Манхэттена, впервые выставлены для публики три его работы — «Надувная собака», «Священное сердце» (красное и золотое) и «Альбом для раскрашивания.
Две первые работы представлены из коллекции Стивена и Александры Коэн, третья — фондом Louiss Vuitton. Все они — из серии «Праздники».
В прошлом году работа Кунса «Висящее сердце», названное «универсальным символом любви», было продано на торгах аукционного дома Sotheby»s в Нью-Йорке за 24 миллиона долларов, возведя 53-летнего скульптора-концептуалиста на ценовую вершину современного арт-рынка.
Кунса называют не только художником, но и шоуменом. Его собственный эпатажный имидж упрочился во многом благодаря краткосрочному браку с итальянской порно-звездой и парламентарием Чиччолиной. Возможно, благодаря ей эротическое восприятие реальности легло в основу многих его инсталляций.
Абстрактная прозрачная композиция «Альбом для раскрашивания» создана из фаллических образов, живописно упирающихся в небосвод над Манхэттеном. Без искусствоведов трудно догадаться, что, по замыслу художника, это является аллегорическим «прочтением» образа поросенка Пятачка из детской истории про Винни Пуха. Публика может мысленно раскрасить «веселую картинку», а присмотревшись, увидеть в Пятачке и собственное изображение — материал имеет зеркальную поверхность.
Представители торгового дома Sotheby»s всегда анонсируют его работы как «пропитанные эротикой», идет ли речь о таких скульптурах, как «Висящее сердце», «Голубой бриллиант», или, как выяснилось, изображения персонажей из детских книжек.
«Его работы по-современному осмысляют сексуальность и страсть, расу и пол, так же, как славу, коммерцию и СМИ. Выбранные им предметы и изображения мощно отражают влияние социальной среды, власти, материализма и потребительства на современное искусство», — считают искусствоведы музея Метрополитен.
«Священное сердце» художника, которого критики назвали «королем китча», напоминает подарок в блестящей целлофановой обертке. Многотонная скульптура производит впечатление невесомой, а хромированный металл настолько кажется тонкой бумагой, что многие посетители норовят проверить экспонат на ощупь. Предупреждение «Руками не трогать!» и бдительная охрана не останавливают самых неискушенных ценителей прекрасного.
Более удачного места для «Священного сердца», чем открытая площадка на крыше музея, трудно подобрать — в сверкающих пурпурных сферических стенках сердца отражается горизонт Манхэттена, сам по себе являющийся завораживающим зрелищем.
«Сердце» явно обладает самой притягательной силой на этой выставке трех скульптур. «Надувная собака» — аналог уже известных хромированных скульптур, имитирующих забавные игрушечные фигурки, слегка ему уступает.
Работы концептуалиста Кунса — квинтэссенция американской массовой культуры. Успешный художник, некогда начинавший в Музее современного искусства мелким клерком, перенял эстафету у «отца поп-арта» Энди Уорхолла, возведя эстетику быта в гигантский масштаб своих скульптур.
«С широко открытыми глазами, впитывая буквально все в американской культуре, он ищет вдохновение в современном мире потребления, используя буквально все — от рекламы и пылесоса до героев мультфильмов, сувениров и пластиковых игрушек», — говорится в брошюре, выпущенной музеем Метрополитен специально к выставке.
***