Возможно, уже в этом году любой желающий сможет пересесть из автомобиля в собственный самолет. И летать на нем хоть на рыбалку, хоть на дачу. Федеральная аэронавигационная служба осенью намерена перевести организацию воздушного движения с разрешительного на уведомительный принцип.

То же самое в числе прочего предусматривается законом «О развитии малой авиации», проект которого в ближайшее время будет передан на согласование в правительство. Эти изменения существенно облегчат сложную и забюрократизированную систему, существующую сейчас. Захлестнет ли Россию авиационный бум? В этом попытались разобраться корреспонденты «Известий».

Сейчас немногие россияне всерьез воспринимают частный самолет как транспортное средство. Хобби, дорогая игрушка для избранных, не более того. Между тем самолет и вертолет перестали быть роскошью. Их покупку вполне могут себе позволить не только миллионеры, но и граждане среднего достатка. Ведь цена летательного аппарата сопоставима с ценой средней иномарки. На рынках по продаже техники уже сейчас можно приглядеть маленький самолет или вертолет за каких-то 20-40 тысяч долларов. А для «очумельцев» есть даже более дешевый вариант — в $10-15 тысяч обойдется конструктор легкого самолета (полный набор деталей по типу набора «сделай сам»), у которого даже крылья складываются. Теоретически хранить такое чудо авиационной мысли можно даже в гараже-ракушке, а заправлять на ближайшей автозаправке, благо летает оно на обычном бензине.

Но летать российским авиалюбителям во сне приходится гораздо чаще, чем наяву. А всему преграда — несовершенное законодательство.

В США частных самолетов больше, чем пассажирских и военных

Законопроект «О развитии малой авиации» был разработан в комитете по обороне и безопасности Совета федерации. В случае его принятия российское небо ждут без преувеличения революционные перемены. По крайней мере можно будет прямо с дачи на собственном маленьком вертолете слетать на рыбалку, охоту, да вообще куда угодно. Сейчас этого сделать нельзя — из-за разрешительного принципа организации полетов.

— Технология такая, — поясняет независимый эксперт в сфере авиации России Игорь Семенченко, один из авторов судьбоносного законопроекта. — Когда владелец личного самолета хочет куда-то полететь, то за сутки до этого он должен прийти к диспетчеру аэродрома, где стоит его самолет, и подать заявку.

От рядового диспетчера заявка попадает в районный или зональный центр управления воздушным движением, а оттуда — в Федеральную аэронавигационную службу. В недрах «Росаэронавигации» заявка каждого летчика обходит десяток кабинетов и получает согласование у всех ответственных за организацию и безопасность полета служб, начиная от диспетчеров и заканчивая войсками ПВО. И только после этого принимается решение: давать или не давать добро на полет.

Впрочем, даже получение разрешения в «Росаэронавигации» еще не гарантирует, что взлететь все же удастся — последнее слово скажет местный руководитель полетов в районном центре управления. Он оценит общую обстановку, учтет текущие и прогнозируемые погодные условия и лишь после этого даст отмашку на вылет. Или не даст. На все это как раз и уйдут сутки. Пилоты-любители уверены, что разрешительный принцип губит малую авиацию на корню. Они ждут не дождутся, когда Россия перейдет на уведомительный принцип. А чтобы полетать вволю, отправляются за границу.

Подробнее читайте в материале Известия

***