Картина Владимира Котта «Муха» стала первым российским фильмом, победившим на кинофестивале в Шанхае. Жюри во главе с Вонгом Кар-Ваем удостоило полнометражный дебют режиссера награды «За лучший фильм», а молодую актрису Александру Тюфтей — специального упоминания.

Сюжет «Мухи» прост. Дальнобойщик Федор (Алексей Кравченко), человек одинокий и никому ничем не обязанный, получает телеграмму. Незнакомая женщина пишет ему, что любит и просит срочно приехать.

Федор отправляется в провинциальный городок, слегка нервничая оттого, что женщины не помнит, а в фуре у него – скоропортящийся товар. На месте выясняется, что отправительница умерла, оставив Федору дочь Веру, она же Муха (Александра Тюфтей).

Трудный подросток с огромным счетом к миру встречает новоявленного отца в штыки. Вместо того, чтобы сбежать от такого наследства, Федор остается в мрачном городе-призраке, где школьники дерутся стенка на стенку с ПТУ- шниками, женщины смотрят на мужчин голодными глазами, а лучшая работа – откачивать дерьмо.

По общим признакам фильм мог бы оказаться лобовой мелодрамой в провинциальных декорациях, однако Котту удалось вывести историю на уровень притчи. Город, куда попадает герой Кравченко, — проекция его внутреннего тупика. Человек устал от бесконечной дороги, недоволен собой, хочет остановиться. Но остановка тоже оказывается ловушкой, а не готовым решением.

Начало фестивальной судьбы картины закладывает вполне определенный вектор: за фестивалем в Ханты-Мансийске, где «Муха» получила третий приз, последовал Шанхай. А один из лучших показов фильма, по свидетельству режиссера, состоялся на фестивале памяти Андрея Тарковского «Зеркало» — в городе Шуя Ивановской области.

Зал был забит солдатами-срочниками. Они смеялись, замирали, хлопали сцене, в которой измученная ожиданием сына из Чечни почтальонша (Ольга Лапшина) рвет повестки в армию. Между тем, семиклассники одной из лучших московских школ, которым фильм показали еще до премьеры, спросили у режиссера, когда происходит действие – «Ведь война уже кончилась».

Фильм московского режиссера нашел благодарного зрителя далеко за пределами Садового кольца, а признание киносообщества – за пределами Центральной России.

Деловая газета "Взгляд"

***