В день Ивана сельские ткачихи выносили холсты на первое весеннее солнышко. Расстилали и приговаривали:

«Вот тебе, матушка-весна, новые новины», в надежде, что матушка-весна, видя радение мастериц, поспособствует доброму урожаю льна и конопли и следующим летом.

По древнему обычаю, одевали Весну в новину. Поразвешивали крестьянки на тронутых зеленью кустах, на землице, что чуть зеленью поросла, холсты вытканные. И холстам передавалась сила первой зелени, вешней водицы. Думали в старину наши предки, что передается сила красного солнца роду человеческому.

А Весна, одетая в новину, в этот день красуется. Людям себя кажет.

Проветренные и прогретые холсты, готовя к ярмарке, сворачивали в «новины» — своеобразные трубки огромных размеров. По случаю хорошо распроданного на ярмарке холста ставили свечки перед иконой Иоанна Ветхопещерника в надежде, что хлеб уродится в изобилии так же, как лен и конопля.

В этот день поселяне молятся о защите от всех напастей. Повсеместное верование в Ивана Воина, или Ивана Воинственника было столь сильным, что к нему прибегали, чтобы он рассудил: кто прав, кто виноват. Обворуют кого, служили молебен Ивану Воину, и тогда открывались обидчики и воры.

*