Охота за корочкой. Россиян, желающих получить второе высшее образование, ждут неприятные сюрпризы
На следующей неделе начинаются вступительные экзамены в вузы. Вместе с выпускниками школ университеты начнут штурмовать опытные специалисты, желающие получить второе высшее. Число счастливых обладателей второй корочки увеличивается ежегодно на 20%, но вскоре ситуация может в корне измениться. Второе высшее становится все менее доступным. Его цена постоянно растет – в среднем на 10–15% в год – а рассчитывать на какие-либо льготы не приходится. Идея сделать бесплатным второе высшее в творческих вузах захлебнулась.
Прошедший первое чтение законопроект, стимулирующий компании обучать своих сотрудников, актуален только для крупных корпораций. Даже в Москве отсутствуют региональные программы поддержки великовозрастных студентов. К тому же, скорее всего, со следующего года тем, кто желает получить вторую специальность, вместо собеседования придется сдавать ЕГЭ, о содержании которого люди, закончившие школу 10 лет назад, не имеют ни малейшего представления.
В последние годы число желающих получить вторую профессию постоянно растет. Люди, получившие первую профессию еще в советское время, понимают, что для новых условий нужны и новые знания. В очередь за второй корочкой активно становятся и молодые люди, которые первый раз поступали в вуз наобум, лишь бы маршировать не отправили. Многие хотят получить образование в смежной области, чтобы расширить возможности карьерного роста. На рынке труда сейчас востребованы такие специалисты, как экономист-аудитор, менеджер-юрист, историк-социолог, филолог – специалист по связям с общественностью.
Второе – очень дорогое
Желание продолжать обучение похвально, но реализовать его в наших условиях очень непросто. Для этого нужны деньги и очень большие. Только за последний год обучение в московских вузах подорожало на 15%. Таковы результаты исследования, проведенного Независимым рейтинговым агентством в сфере образования «РейтОР». «Плата за второе высшее образование постоянно растет, – рассказал «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Учитывая, что 15 лет назад оно было вообще бесплатным, эти изменения особенно бросаются в глаза. В 1996–1997 году его средняя стоимость составляла 300–400 долларов в год, то теперь около 1,5 тыс. Таким образом, за 10 лет цена выросла в 4–5 раз. И это не говоря о таких престижных специальностях, как, например, международное право и международный менеджмент, которые стоят не менее 10–15 тыс. долларов в год». Чуть дешевле обучение на творческих специальностях. «Второе образование у нас стоит порядка 5–6 тыс. долларов», – рассказала «НИ» замдиректора центра дополнительного профессионального образования ВГИК Ольга Родченко.
Представители вузов уже неоднократно намекали государству: мол, за особо талантливых великовозрастных студентов можно бы и заплатить. «Творческие специальности имеют ряд особенностей, – пояснил «НИ» ректор ВГИКа Владимир Малышев. – Вот, например, приходит человек после школы, совсем еще ребенок, на режиссерский поступать. Ему через четыре года нужно проецировать свое мировоззрение на экран, а какое в таком возрасте мировоззрение? Мы встречались с депутатами, просили изменить закон, чтобы второе высшее было бесплатным. Обещали пойти нам навстречу».
Обещали, но не пошли.
По словам члена Комитета по образованию Госдумы Валерия Рязанского, депутаты не нашли весомых причин для того, чтобы освободить от оплаты студентов творческих вузов. «По закону государство дает человеку право на одно бесплатное образование, после которого тот может получить хорошую работу, – пояснил «НИ» г-н Рязанский. – Соответственно второе высшее человек уже может оплатить сам».
К получающим вторую специальность не проявляют должного интереса не только «федералы», но и власти на местах. «Вопрос даже не столько в получении второго высшего, сколько в проблеме послевузовского, непрерывного образования вообще, – рассказал «НИ» председатель Комиссии по образованию Мосгордумы Евгений Бунимович. – В Мосгордуме, к примеру, обсуждается программа столичного образования от яслей и вплоть до тончайших нюансов обучения в университете. Однако в приоритетах совершенно не значится второе высшее, хотя это абсолютно нормальное явление для всего цивилизованного мира. В итоге, в стране ощущается серьезная кадровая проблема – на многие «топовые» позиции нам приходится приглашать иностранцев».
Начальник, научи!
Независимые эксперты обращаются к западному опыту. «В Германии, Франции, Великобритании и многих других европейских странах второе высшее образование получают по согласованию работодателя и с его помощью, – отметил «НИ» г-н Комков. – Мало того, поступивший может рассчитывать на финансовую поддержку своего предприятия в виде грантов. Ведь сам работодатель заинтересован в высококвалифицированном специалисте. У нас же работодатели тягу к знаниям своих сотрудников приветствуют далеко не всегда».
Зачастую руководители компаний воспринимают учебу своих подчиненных просто как ненужную блаж. «Начальникам не нравится, когда сотрудник отпрашивается на экзамен или уходит раньше, чтобы успеть на занятия, – рассказала «НИ» директор кадрово-консультационной компании «Рекконс» Эльмира Давыдова. – Получается, что он работает меньше других, а зарплату получает такую же, как и неучащиеся коллеги. К тому же работодатели могут опасаться, что, получив второе высшее, сотрудник попросту уйдет на более высокую должность в другую компанию. Обычно учеба не приветствуется в маленьких фирмах со штатом около 50 человек».
По закону работодатель не обязан предоставлять своим подчиненным, получающим второе высшее, никаких льгот. На внеочередной отпуск во время сессии и сокращенный рабочий день могут рассчитывать только те сотрудники, которые получают в вузе первую специальность. «В Трудовом кодексе говорится лишь о них и ни слова не упоминается о работниках, получающих второе высшее, – рассказал «НИ» президент Института верховенства права Станислав Маркелов. – Хотя, конечно, это определенный пробел в законодательстве. Людям, получившим образование в советское время, приходилось менять профессию. Фактически их на это вынудило государство, которое теперь не дает им никаких льгот».
Этот пробел в законодательстве заметили совсем недавно. В конце мая зам. главы Минэкономразвития Станислав Воскресенский заявил о том, что с 2009 года компании, которые платят за образование своего персонала, будут освобождены от всех налогов. Эксперты убеждены: инициатива эта нужная, но не всеобъемлющая. Закон будет стимулировать только крупные компании. Большинству мелких и средних организаций дополнительные расходы не по карману. «Крупные компании заинтересованы в том, чтобы сотрудники получили новые знания по своей узкой специализации, поэтому они с радостью станут оплачивать их учебу, – рассказал «НИ» директор Института социальной политики и социально-экономических программ Высшей школы экономики Сергей Смирнов. – Но большинство студентов, получающих второе высшее, платят за обучение самостоятельно. Их руководителей налоговые льготы не коснутся, соответственно они по-прежнему не будут заинтересованы в том, чтобы сотрудники учились».
Снова в школу
Но финансовые проблемы – не единственные. «Уже следующим летом Единый государственный экзамен станет обязательным для всех школьников, – пояснил «НИ» г-н Комков. – Соответственно поступить в вуз можно будет только по его итогам. Получается, что это коснется и второго высшего образования. Взрослому человеку, дипломированному специалисту, придется сдавать вместе с выпускниками школ тестовые задания. Никакой специальной процедуры сдачи экзаменов для таких людей не предусмотрено. А ведь они уже напрочь забыли школьную программу и разбираются только в своей, узкой сфере. Чиновники, продвигающие новую форму экзамена, даже не задумывались об этом. А ведь назревает грандиозный скандал. Как минимум он может привести к резкому сокращению тех, кто хочет получить вторую специальность».
Если человек уже получил одно высшее образование, значит, школьную программу он уже сдал. «Тестировать его на знания, полученные десять лет назад, просто бессмысленно, да и требования к абитуриентам с тех пор изменились, – отметил «НИ» директор Московской школы рекламы Московского государственного университета печати Никита Гришанин. – Подобная инициатива выглядит как минимум забавно».
«Вопрос действительно непростой. В любом случае в Конституции закреплено право человека на образование, и мы не можем лишать выпускников 1990-х или 1980-х годов возможности еще раз поступить в вуз», – успокоил «НИ» депутат Валерий Рязанский. Впрочем, ректоры институтов и университетов верить таким заявлениям не спешат. Что ж, поживем – увидим.
Вечный студент
А стоит ли игра свеч? – вот вопрос, который задает себе каждый, кто собирается получать второе высшее. Даже если сотрудник решит все эти проблемы – найдет деньги на обучение, выпросит разрешение от работодателя пораньше уходить с работы, сдаст ЕГЭ и, наконец, получит заветную вторую корочку – вовсе не факт, что ему удастся найти тепленькое местечко. «Лишние» знания порой могут сыграть с претендентом злую шутку. Часто уже при первом собеседовании разбивается миф о том, что два образования дают соискателю дополнительные преимущества.
«Первое образование у меня экономическое, но уже на третьем курсе я поняла, что ошиблась с выбором специальности, – рассказала «НИ» москвичка Галина Соболева. – Сразу же после окончания вуза поступила на факультет рекламы и еще три года проучилась. Все это время я не работала. И вот в 27 лет я окончила второй институт и пошла устраиваться в маркетинговое агентство. На первом же собеседовании работодатель посмотрел на меня изумленными глазами и сказал, что я впустую потратила лучшие годы жизни. Я обошла не одно агентство и в итоге смогла устроиться лишь секретарем».
Кадровики признают: людей, получающих один диплом за другим, причисляют к категории «вечных студентов», с которыми работодатели в большинстве своем не хотят связываться. «Многие считают, что еще одно высшее образование легко купить и реальных знаний оно не дает, – рассказал «НИ» руководитель среднего звена одного из кадровых агентств Александр Медведев. – К тому же юные выпускники, как правило, соглашаются на зарплату гораздо более низкую, чем та, на которую претендуют люди с двумя высшими».
ВТОРОЙ ДИПЛОМ В ГЕРМАНИИ ЗАВИСИТ ОТ КОШЕЛЬКА
Иностранцу, желающему получить еще одно высшее образование в ФРГ, в первую очередь придется записаться на годичные курсы немецкого языка. Альтернативный вариант для свободно говорящих только на английском – международные магистерские факультеты. Но в обоих случаях для получения долгосрочной студенческой визы абитуриенту нужно накопить не менее 7 тыс. евро на учебный год. Ведь питание и проживание, а также 500 евро за семестр иностранцу придется обеспечивать самому.
Для граждан ФРГ, стремящихся ко второму высшему, дело обстоит проще. Бывает, что предприятие само платит за своего сотрудника – 1 тыс. евро за каждый год учебы. Но это скорее исключение, чем правило. Если подчиненный и без того справляется со своими обязанностями, босс вряд ли захочет оторвать от дела ценного работника на пару лет. Да и сам сотрудник на втором высшем не настаивает: тысячи достойных кандидатов на место буквально роятся вокруг престижных фирм.
Так что предусмотрительные немцы стараются определиться со своей специализацией еще до начала карьеры. У иных студенческая пора растягивается на 10–15 лет. Этого вполне достаточно для защиты трех, а то и пяти магистерских диссертаций. Это вполне возможно, поскольку заботиться о еде и ночлеге им не нужно, ведь они получают «киндергельд» – государственное пособие на детей и подростков. А к последним в Германии формально относятся студенты аж до 27 лет.
Сергей ЗОЛОВКИН, Берлин
*