В четверг на обсуждение бундестага вынесен закон о «завещаниях пациентов», составленных на случай, если человек в результате аварии, несчастного случая или по причине болезни окажется в коме без шансов на выздоровление. Пока указания граждан в таких завещаниях законной силы не имеют, врачи не обязаны их выполнять.

Инициатор законопроекта депутат Йоахим Штюнкер считает необходимым укрепить право пациентов распоряжаться собственной жизнью. В первую очередь пожилые и тяжело больные люди имеют право рассчитывать, с одной стороны, на необходимую и целесообразную медицинскую помощь, но, с другой стороны, на то, что никто не будет во что бы то ни стало и вопреки их воле поддерживать жизнедеятельность, пишет Deutsche Welle .

Завещания, однако, должны быть сформулированы максимально предметно и не иметь силы, если с точки зрения врачей есть хоть какие-то шансы на выздоровление пациента.

Проблема в том, что «завещания пациентов» пока не имеют в Германии законной силы, врачи не обязаны их выполнять. В большинстве случаев они продолжают поддерживать жизнь коматозного пациента, обеспечивая жизнедеятельность его организма современной медицинской техникой.

Законопроект поддерживают свыше 200 депутатов из фракций СДПГ — либералы, «зеленые» и «левые». Их точку зрения разделяет и министр юстиции ФРГ Бригитта Цюприс. «Люди должны быть уверенными в том, — заявила она в интервью газете Berliner Zeitung, — что их последняя воля будет исполнена».

«Всем людям, которые не составили «завещания пациента», мы ничего предписывать не собираемся. Но те, которые решились на такой шаг, должны знать, что их гарантированное конституцией право на самоопределение мы, то есть государство, будем уважать», — говорит инициатор законопроекта депутат Йоахим Штюнкер.

Представители консервативного блока ХДС/ХСС выступают против законопроекта и считают, что в каждом конкретном случае решение должен принимать врач или консилиум. Особенно тогда, когда речь идет о болезнях, которые не обязательно заканчиваются смертельным исходом, хотя и не поддаются лечению.

Немецкие врачи также против. Они опасаются, что новый закон, если он будет принят, станет инструментом нажима на них со стороны родственников тяжелых пациентов, которые начнут требовать прекратить лечение даже при наличии шансов на выздоровление.

Против и немецкая церковь, которая считает, что все многообразие ситуаций, в которых может оказаться человек на финальном отрезке жизни, невозможно отразить в одном единственном законе.

Обсуждение вопроса о жизни и смерти будет продолжено уже после летних парламентских каникул.

Деловая газета «Взгляд»

*