Жара, наступившая в эти последние дни июня, вряд ли решит судьбу сезона 2008 года – сезона, в котором итальянская туристическая система продемонстрировала свою полную несостоятельность. Прогнозы и исследования по вопросу национального туризма говорят одно и то же: сложная конъюнктура, слабый доллар, итальянские семьи – самые бедные, а Италия – прекрасная BelPaese – слишком дорогая. В документах упоминаются одни и те же цифры: с мая по октябрь 2008 года, по данным Ciset, Центра туристических исследований университета Венеции, число иностранных туристов сократится на 1,7%, число ночей, проведенных в Италии, упадет на 2,5%. Новой тенденцией в этом году стало то, что и итальянцы выбирают путь «staycation» – отдых в собственном доме. В меньшей степени из-за снобизма, в большей степени из-за пустых кошельков. В этом сезоне ожидается сокращение на 3% числа итальянцев, выезжающих на каникулы.

Виной этому высокие цены и качество обслуживания, не отвечающее его стоимости.

Этот аргумент приводит в ярость владельцев итальянских гостиниц. «Мы оказались в самых худших условиях во всей Италии, и все это потому, что нет помощи со стороны властей, – говорит Америго Пилати, президент лигурийских владельцев гостиниц. – У нас нет функционирующих инфраструктур, мы заставляем туристов стоять в очереди по 8 часов, чтобы въехать и выехать. И дело вовсе не в цене: когда приезжают к нам, туристы пытаются как можно быстрее вернуться домой». Главная идея участников гостиничного бизнеса – это лето «обыграть в обороне». Промежуточные сезоны разочаровали, так же как мосты и весенние праздники. Июль и август, вероятно, пройдут на уровне 2007 года. «И дело не в том, что не хватает фантазии или инноваций, – говорит президент союза владельцев гостиниц Эмилии Романии Алессандро Джорджетти. – Напротив, я в своей зоне порой сталкиваюсь с противоположной проблемой, неконтролируемой креативностью. Истинная проблема в том, что курортный сектор никогда не стимулировался. Больше средств вкладывается в культурные объекты, и всегда считалось, что море живет своей жизнью, что оно само справится».

Но, если море не улыбается, начинают плакать и города-музеи. Рим является главным и самым ярким примером: в апреле число туристов сократилось на 6%, гостей из США прибыло на 14% меньше, из Японии – на 17%. «Мы опасаемся, что такое падение будет наблюдаться до конца года, – делает прогноз Джузеппе Рошоли, глава римских владельцев гостиниц. – Когда ситуация ухудшается, как это происходит у нас, необходимо нажать на тормоз». Система дает протечки повсюду, как на море, так и на суше, не говоря уже о Неаполе. Масла в огонь подливает Робин Вилбертц, глава южно-европейского направления Tui, одного из крупнейших европейских туроператоров: «Можно даже согласиться, чтобы Италия являлась одним из самых дорогих направлений, – говорит он, – но услуги должны быть соответствующего качества. Главная проблема страны – инфраструктуры. В эпоху интернета, модульного туризма, как можно конкурировать, если в некоторые места страны вообще невозможно попасть?»

Маддалена Джерарди

InoPressa

***