Принесшие клятву девственности и живущие как мужчины
Паше Кеки вспоминает тот день 60 лет назад, когда она решила стать мужчиной. Она отрезала свои длинные черные кудри, сменила платье на отцовские мешковатые брюки, вооружилась охотничьим ружьем и поклялась никогда не выходить замуж, не иметь детей и не спать с мужчиной.
Если бы она родилась в сегодняшней Албании, говорит 78-летяя девственница, которая дала обет безбрачия в обмен на право жить и руководить своей семьей как мужчина, она предпочла бы остаться женщиной.
«Но тогда быть мужчиной было лучше, потому что тогда считалось – что женщина, что животное – все одно, – рассказывает Кеки, обладательница резковатого баритона. Она сидит, расставив ноги, как мужчина, попивает раки и курит сигареты. – Сегодня у албанских женщин равные права с мужчинами, и они даже более влиятельны. Думаю, сегодня быть женщиной – это хорошо».
Женщины, поклявшиеся до конца дней оставаться девственницами, становились патриархами своих семей, получая все атрибуты мужской власти.
Этот ритуал был возможностью расширить свои возможности для сельских женщин, которые жили в крайне бедной стране, где господствовали мужчины; при сталинистской диктатуре она на протяжении десятилетий была отрезанной от основной Европы. Но сегодня в Албании, где есть интернет и MTV, этот обычай исчезает. Девочки больше не хотят становиться мужчинами.
Традиция обета девственности уходит корнями в Кодекс Лека Дукаджина – кодекс поведения, который передавался из уст в уста среди кланов северной Албании на протяжении пяти веков. Согласно кодексу, роль женщины жестко ограничена заботой о детях и доме. Цена женской жизни составляет половину мужской, в то время как цена жизни девственницы равна мужской – 12 быков.
Обет девственности был обусловлен социальной необходимостью в сельских регионах, охваченных войнами и смертями. Если глава погибал и не оставлял после себя наследников мужского пола, влияние могли получить незамужние женщины. Принося клятву девственности, женщины могли взять на себя мужскую роль главы семейства, носить оружие, владеть собственностью и иметь свободу передвижений.
Они одеваются как мужчины, ходят и ведут себя как мужчины и проводят жизнь в обществе других мужчин.
Некоторые женщины также приносили эту клятву, чтобы избежать насильственного брака. Были и такие, кто решал сохранять девственность с тем, чтобы выразить свою независимость. Кое-кто позднее пожалел о жертве – такие женщины вновь стали женщинами и вышли замуж.
«Отказаться от сексуальности, поклявшись сохранять девственность, было способом вести общественную жизнь для женщин в сегрегированном обществе, где господствовали мужчины, – говорит Линда Гусиа, профессор гендерных исследований в Университете Приштины в Косово. – Задачей было выжить в мире, где правят мужчины».
Принесение клятвы сохранять девственность не следует уравнивать с гомосексуальностью, предостерегают социологи. Гомосексуализм в сельской Албании издавна был табуирован. Принесшие клятву женщины не делают пластических операций по смене пола. В северной сельской Албании, по данным исследователей, изучающих этот обычай, проживает около 40 женщин, давших обет девственности.
Кеки, которую в ее семье называют «Паша», говорит, что решила стать «мужчиной» в возрасте 20 лет, когда в кровавой схватке погиб ее отец. Четверо братьев Кеки выступали против коммунистического режима Энвера Ходжи, который правил Албанией на протяжении 40 лет до своей смерти в 1985 году, и либо сидели в тюрьме, либо были убиты. Стать мужчиной, по ее словам, было единственным способом поддержать ее мать, четырех жен братьев и их пятерых детей.
Командуя своей большой семьей в скромном доме в Тиране, где ее племянницы подносили ей бренди, пока она раздавала приказы, Кеки рассказала, что жизнь в роли мужчины дала ей свободу, в которой было отказано другим женщинам. Она могла работать на стройке и молиться в мечети вместе с другими мужчинами. Даже сегодня, говорят ее племянники, они не смеют жениться без разрешения своего «дяди».
«Став мужчиной, я стала совершенно свободна, потому что никто не знал, что я женщина, – говорит Кеки. – Я могла ходить куда хотела, и никто не смел мне и слова поперек сказать, потому что я бы их побила. Я проводила время только с мужчинами. Я и не знаю, как разговаривать по-женски. Мне не бывает страшно». Когда недавно ее положили в больницу на операцию, вспоминает она, ее соседка по палате пришла в ужас, решив, что ее положили с мужчиной, и потребовала перевести ее.
По словам Кеки, то, что она все-таки женщина, делает ее более сострадательной. «Если другие мужчины проявляли неуважение к женщинам, я велела им прекратить это». Она считает, что лишение половой жизни было необходимой жертвой. Ее не печалит то, что у нее нет детей, добавляет она, потому что ее всегда окружали племянники и племянницы. «Я приняла решение на все 100%, и мне хватило сил не повернуть назад».
После того как она стала мужчиной в доме, на нее легло обязательство отомстить за смерть отца, говорит она. Согласно кодексу, за пролитую кровь нужно отомстить пролитой кровью. Когда 5 лет назад из тюрьмы освободили убийцу ее отца, которому тогда было 80 лет, Кеки приказала своему 15-летнему племяннику убить его. Затем семья этого мужчины отомстила, убив племянника.
«Я всегда мечтала отомстить за смерть отца. Мои братья пытались это сделать, но им не повезло. Конечно, я сожалею, что убили моего племянника. Но, если вы убили меня, я должна убить вас». В Албании, преимущественно мусульманской стране, кодексу следовали и мусульмане, и христиане, хотя турки-оттоманы и правительства одно за другим пытались снизить его влияние.
Албанские культурологи говорят, что сохранение средневековых обычаев, от которых давно отказались в других местах, является побочным продуктом былой изоляции страны. Однако они подчеркивают, что сегодня традиционная роль албанской женщины меняется.
«Сегодня албанская женщина – это своего рода министр экономики, министр любви и министр внутренних дел, который контролирует, кто и что делает, – говорит Илир Изейри, критик, пишущий об албанском фольклоре. – Сегодня в Албании за всем стоят женщины».
Некоторые женщины, принесшие клятву девственности, не рады этому освобождению. 54-летняя Диана Ракипи, охранница в приморском городе Дуррес в западной Албании, пошла на это, чтобы заботиться о своих 9 сестрах. По ее словам, она скучает по эре Ходжа. В коммунистические времена она была высокопоставленным офицером армии, обучала женщин-солдат. Сейчас, скорбит она, женщины не знают своего места.
«Сегодня женщины ходят полуголыми на дискотеку и не знают границ, – говорит Ракипи, которая стрижет волосы и носит военный берет. – Я всегда воспринимала свою жизнь как жизнь мужчины. Я не умею стирать, гладить, готовить. Это женская работа».
Однако даже в удаленных горных районах Куридже, в 50 км к северу от Тираны, где длинная грязная дорога вьется через оливковые рощи, местные жители утверждают, что влияние кодекса на распределение ролей сокращается. По их словам, исчезновение традиционной семьи, где все когда-то жили под одной крышей, изменило положение женщины в обществе.
«Сегодня женщины и мужчины занимают почти одинаковое положение, – говорит Кака Фикири, тетя которой, 88-летняя Камиль Стема, является последней женщиной, принесшей клятву девственности в их поселке. – Мы сильно уважаем принесших клятву и считаем их мужчинами из-за их великой жертвы. Однако стереотипов насчет того, что в доме нет мужчины, больше нет».
Однако в однокомнатном доме в поселке Барганеш сомнений в том, кто носит штаны, нет. Там в недавний день «дядя» Камиль сидела в окружении своих родных, одетая в келеше – традиционный белый головной убор албанских мужчин. Ее единственная уступка женской части ее существа – розовые шлепанцы.
Указывая на старую черно-белую фотографию, висящую у входа – на ней запечатлен симпатичный молодой человек в расцвете лет – Стема говорит, что принесла клятву девственности в возрасте 20 лет, когда умер ее отец и она осталась старшей из сестер.
Став мужчиной, Стема смогла покинуть дом и рубить лес вместе с другими мужчинами. Она носила оружие. На свадьбах сидела вместе с мужчинами. Стоило ей заговорить с женщинами, вспоминает она, как они начинали смущаться.
По словам Стемы, клятва была необходимостью. И жертвой. «Правда в том, что порой я чувствую себя одиноко. Все мои сестры умерли, и я живу одна. Но я никогда не хотела замуж. Некоторые мои родственники пытались заставить меня сменить одежду и носить платья, но, когда они увидели, что я стала мужчиной, они оставили меня в покое».
Стема говорит, что умрет девственницей. Если бы она вышла замуж, шутит она, то была бы обычной албанской женщиной. «Полагаю, вы скажете, что я была наполовину женщиной, наполовину мужчиной, но, конечно же, я не делала всего, что делает мужчина, – говорит она. – Мне нравится моя жизнь как мужчины. Я ни о чем не жалею».
Дэн Билефски
***