Рок-концерты, проводимые вблизи особняков, наносят ущерб произведениям искусства своими звуковыми вибрациями, которые «старят» их, полагают российские исследователи.

Ученые исследовали воздействие на коллекции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге концертов Rolling Stones, Пола Маккартни и других звезд, состоявшихся за последние три года на примыкающей к музею Дворцовой площади.

По их словам, неопубликованное исследование может отразиться на будущих рок-концертах, проводимых вблизи особняков. Предварительные результаты трехлетнего исследования, которые сейчас изучаются во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И. Грабаря в Москве, показывают, что каждые 10 концертов мощностью свыше 82 децибел добавляют по году к возрасту картины.

Исследование имеет значение для британских музеев, таких как Небворт, Сомерсет-Хаус и Кенвуд.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский сказал The Independent, что организации по всему миру должны проявить обеспокоенность по поводу уровня звука, который сокращает жизнь произведений искусства.

«Предварительные результаты свидетельствуют о том, уровень звука в залах, выходящих на [Дворцовую] площадь, не должен превышать 80-82 децибел. Мы будем изучать этот вопрос. Думаю, это серьезная проблема, и не только для России», – отметил он.

Пиотровский добавил, что, возможно, концерты, проводимые вблизи особняков и выставочных залов, также вредят зданиям, книгам и памятникам.

Его обеспокоенность настолько велика, что он достиг соглашения с Rolling Stones приглушить громкость во время концерта на Дворцовой площади в прошлом году, чтобы защитить работы XIX и XX века таких мастеров, как Сезанн и Матисс, размещенные в крыле дворца, выходящем на площадь. В 2004 году он был крайне недоволен, когда концерт Маккартни сотряс окна музея.

«Концерт Rolling Stones был не выше 85 децибел, что довольно громко. Звук надо концентрировать в определенном направлении. Во время концертов наши люди регулируют звук. Если он превышает пределы, мы можем что-то с этим сделать», – отметил он, добавив: «Было несколько ужасных концертов российских рок-групп. Один-два концерта на площади в год – это еще возможно, но не больше. Мы понимаем, что это площадь, но должны же быть пределы. Пять концертов классической музыки – это нормально».

В настоящее время рассматривается вопрос о воздействии рок-концертов на британские коллекции. Прошлым летом в концертах в Сомерсет-Хаус в центре Лондона, где хранится коллекция Института Курто, включающая работы Сезанна и Ван Гога, приняли участие Эми Уайнхаус, Kasabian и Black Rebel Motorcycle Club.

Руководитель Галереи Курто Эрнст Вегелин очень заинтересовался исследованиями, проведенными в Эрмитаже. «Здесь у нас двойное стекло, и звук не достигает зданий, но было бы интересно взглянуть на это исследование. В вибрациях нет ничего хорошего», – заявил он.

Организация English Heritage, которая в течение двух летних месяцев проводит концерты в Кенвуд-Хаус на севере Лондона, сообщила, что их мощность не превышает 55 децибел и что они устраиваются на расстоянии 400 метров от здания.

Генри Литтон-Коббольд, владелец поместья Небворт, в котором проводились концерты Led Zeppelin и Rolling Stones, отметил, что организация коммерчески успешных концертов необходима для выживания поместья.

Концерты проводятся прямо перед домом, что является, по словам Литтон-Коббольда, «частью опыта». Однако он выразил обеспокоенность по поводу состояния здания, с которого сыпется штукатурка.

Британские музеи, в которых проводятся концерты

Кенвуд: содержит работы Рембрандта, Тернера, Рейнолдса, Вермеера и Гейнсборо. Особняк в лондонском Хампстед-Хисе проводит концерты под открытым небом на протяжении 55 лет. Этим летом там пройдут концерты Руфуса Уэйнрайта и Ван Моррисона.

Сомерсет: в одном крыле Галерея Курто хранит работы импрессионистов и постимпрессионистов, наряду с набросками Микеланджело. Среди артистов, которые выступят в этом году, – The Fratellis и Даффи.

Небворт: сделавшее себе имя в 1970-х на концертах Led Zeppelin и Queen, поместье было выбрано группой Oasis для проведения их крупнейшего концерта в 1996 году и Робби Уильямсом в 2003 году. Тогда он выступил для 375 тысяч человек. В музее представлена постоянная экспозиция индийских артефактов и живопись Уинстона Черчилля.

Эндрю Джонсон и Арифа Акбар

InoPressa

***