«Мамма миа!» Так многократно хочется (но неудобно!) подпеть во время просмотра нового киномьюзикла «Мамма миа!» (Mamma Mia!), поставленного по одноименному сценическому представлению, ставшему настоящим культурным феноменом. Титул королевы с добавлением слова «поющая» как нельзя более подходит неповторимой Мерил Стрип.

Театральную версию просмотрели 30 миллионов человек, многие из которых во время действия танцевали в проходах залов. Попробуй тут не затанцуй! Песни шведской группы АВВА, ставшие психологической канвой придуманной сценаристкой Кэтрин Джонсон истории, никогда по-настоящему не выходили из моды, поскольку были не просто мелодически запоминающимися, но и по-философски глубокими.

Когда экранизируется популярный театральный мюзикл, всегда опасаешься того, что авторы киноверсии не увидят большой разницы между сценой и экраном. В случае «Мамма миа!» опасение усиливалось тем, что режиссером фильма стала Филлида Ллойд, давшая вместе с Кэтрин Джонсон долгую жизнь сценическому мюзиклу. Но через несколько на первый взгляд (и слух) недостаточно энергичных минут ты оказываешься постепенно – не обрывисто, как, например, в киноверсии мюзикла «Чикаго» – втянутым в феерический праздник жизни.

Филлида Ллойд, ранее никогда не работавшая в кино, демонстрирует блестящее владение специфическим языком этого искусства. В первую очередь это выражается в том, что несведущий зритель не обнаружит, что почти все основное действие снято в павильоне, в одной большой декорации заброшенной греческой островной деревушки, превращенной главной героиней фильма Донной (Мерил Стрип) в отель без всяких звездочек. Декорация залита ярким светом, соответствующим солнечному празднику греческого острова.

Камера постоянно движется вместе с танцующими, поющими и просто разговаривающими героями: дочерью Донны, юной Софи (Аманда Сейфрид), ее тремя возможными отцами – бизнесменом из Нью-Йорка Сэмом (Пирс Броснан), банкиром из Лондона Гарри (Колин Ферт) и искателем приключений Биллом (Стеллан Скарсгаард), которых Софи по секрету от Донны пригласила на свою свадьбу, чтобы узнать, кто же ее отец. А также подругами Донны из ее прошлой жизни в составе диско-группы «Домино» (добрая пародия на саму АВВА) – автором кухонного бестселлера Рози (Джули Уолтерс) и профессиональной разведенкой с большими алиментами Таней (Кристин Барански).

Несмотря на энергичное по ритму, но намеренно стерильное, как в глянцевых журналах, присутствие на экране молодых друзей невесты обоих полов, нас захватывают и покоряют женщины среднего возраста, каковых с огромной симпатией и добрым юмором нам представляют опытные актрисы Уолтерс и Барански во главе с феноменальной Мерил Стрип.

Ну что еще можно было ожидать и требовать от Стрип – двухкратной лауреатки «Оскара», рекордсменки по номинациям на «Оскар» (их у нее 14!)? Но не тут-то было! Стрип, до этого имевшая очень скромный опыт пения на экране и ранее никогда не снимавшаяся в настоящем мюзикле, показывает такое мастерство вокала и танца, что начинаешь думать о том, как много потеряли эти жанры из-за того, что она избрала карьеру актрисы. О ее комико-драматическом даре даже и говорить не стоит, настолько она точна и душевно обнажена в каждой сцене с ее участием. А это, по-существу, весь фильм.

В одной из самых трогательных сцен (с обертонами женской эмансипации) Донна и ее подруги поют песню «Танцующая королева» (Dancing Queen). Титул королевы с добавлением слова «поющая» как нельзя более подходит неповторимой Мерил Стрип.

Никогда доселе не певший на экране, бывший Джеймс Бонд – Пирс Броснан не только прилично поет, но и умело варьирует свою мужскую неотразимость с элементами самопародии, заложенными уже при приглашения именно его на роль Сэма, истинной любви Донны. С поправкой еще как минимум на две ее другие ошибки молодости.

Актерам, конечно, помогает то, как органично песни группы АВВА вплетены в сюжет. Можно даже сказать, что в отличие от некоторых других, даже самых успешных мюзиклов, порой просто не ощущаешь, где кончается разговор и начинаются пение и танец.

Но при всем при том мы умело помещены талантливыми женщинами – режиссером, сценаристкой и актрисами (пардон, тоже достойны похвалы и мужчины фильма!) – в условный мир мюзикла. И позволяем увлечь себя точно отмеренным звуко-зрительным воздействием на все наши чувства, которые еще больше обостряются постоянным выходом камеры оператора Хариса Замбарлукоса из дышаших жизнью декораций Марии Джуркович к уютному синему и теплому морю, которого, увы, нет в омываемой холодными океанами Америке.

Иллюзия, когда она имеет душу, может – пусть на время – оказаться интереснее реальной жизни.

Сергей Рахлин 21.06.2008 | Лос-Анджелес

www.voanews.com

***