Американские нейробиологи сделали еще один шаг к разгадке того, какие механизмы отвечают за получение удовольствия от абстрактной награды.

В ходе экспериментов над крысами ученые изучили процессы, связанные с получением абстрактного удовольствия, пишет Nature. Они полагают, что в мозгу у животных система реакции на вознаграждение, которая сосредоточена на желаемом результате конкретного действия, включена в более обширную систему, сообщающую о том, какие действия приносят удовольствие. Детальное исследование этих систем позволит понять, что происходит, когда они начинают функционировать неправильно – например, при наркотической зависимости или полном отсутствии силы воли.

«Сложно объяснить, почему люди работают не ради того, что может доставить материальное удовлетворение, — говорит нейробиолог Джеффри Шонбаум (Geoffrey Schoenbaum) из университета Мэриленда. – Ведь наградой в этом случае являются не сами блага – к примеру, еда, — а возможность их получения».

Разделить когнитивную (ориентированную на конкретный результат) и общую (эмоциональную) системы сложно, но Шонбаум и его коллеги добились этого, используя методику Павлова. Сначала они приучили крыс ассоциировать освещение разных цветов с двумя различными лакомствами: с виноградным и банановым вкусами. При этом крысы продолжали совершать необходимые действия, чтобы возник световой сигнал, даже в том случае, если не получали награды.

Затем ученые стали перед световыми сигналами подавать звуковые. «Виноградный» свет вместе со звуком так же, как и раньше, предшествовал получению виноградного лакомства. Животные, как правило, игнорировали эту дополнительную информацию и не приучались ассоциировать звук с едой.

Но «банановый» световой сигнал в сочетании со звуком означал, что крысы получат лакомство со вкусом не банана, а того же винограда. В этом случае звук сообщал дополнительную информацию. Свет означал, что сейчас последует вознаграждение, а звук дополнял, какое именно. Крысам одинаково нравились оба лакомства, так что звуковой сигнал сообщал не о качестве, а о свойствах награды.

На следующем этапе эксперимента исследователи ограничились только звуковыми и световыми сигналами. Животные активно нажимали на кнопку, чтобы их получить, хотя лакомства не было. Получение награды и абстрактное ощущение обладания ею оказались равны по силе мотивации.

Но крысы с повреждениями участка мозга, известного как лобноглазничная кора, выполняли нужное действие только для того, чтобы увидеть сообщающий о получении награды световой сигнал, но оставались равнодушны к связанному с ее свойствами звуку. Они воспринимали сигнал, который ассоциировался с положительными эмоциями, а не с конкретным результатом.

Лобноглазничная кора головного мозга, как полагают ученые, связана с принятием решений. Шонбаум считает, что она также является центром когнитивной системы реакции на вознаграждение. Она связана с оценкой того, насколько велика вероятность получения удовольствия после определенного действия, запоминанием этой информации и возникновением соответствующих эмоций.

cnews.ru

***